Первый легионер «Крыльев Советов» Теньо Минчев про злющую зиму и любовь к «Жигулевскому»

22.11.2019

119

Автор: Сергей Волков

Первый легионер «Крыльев Советов» Теньо Минчев про злющую зиму и любовь к «Жигулевскому»

Если вы думаете, что первые футбольные легионеры появились в столичных топ-командах, то это не так.

Именно самарские «Крылья Советов» стали первым клубом в СССР, пригласившим в свои ряды зарубежного игрока. Произошло это осенью 1988 года. Без особого ажиотажа. Болгарин Теньо Минчев прибыл из клуба «Берое» в закрытый для инострацев город Куйбышев.

На помощь волжанам

Инициатор приглашения известен — тогдашний главный тренер «Крыльев Советов» Виктор Антихович. Команда выступала во второй союзной лиге и мечтала сделать пару шагов вперед — в футбольную элиту. После 10 лет забвения в болотах низших лиг.

К тому времени Олег Блохин, Ренат Дасаев, Александр Заваров и другие советские футболисты проторили путь в Европу, заключив контракты с ведущими клубами Старого Света. Обратной связи пока еще не было. На Западе только присматривались к нам. И вот впервые в истории отечественного футбола в начале декабря 1988 года между куйбышевским облспорткомитетом и болгарским физкультурным сообществом «Берое» было подписано в Стара Загоре соглашение об обмене ведущими спортсменами.

— Еще до этого мы обратились к нашим коллегам за помощью в комплектовании «Крыльев Советов», — вспоминает тогдашний председатель облспорткомитета Владимир Заворин. — Позарез требовался центральный защитник. Дело в том, что Куйбышев и Стара Загора долгие годы были городами-побратимами. Наиболее крепко с болгарскими друзьями мы задружились в начале 70-х годов. Именно поэтому в Самаре появились кинотеатр «Шипка», улица Стара-Загора.

Но вернемся к футболу.

— Защитник «Берое» и его капитан Теньо Минчев в 1986 году в составе своего клуба стал чемпионом Болгарии, привлекался в национальную сборную, — продолжает Владимир Алексеевич. — Лучшей кандидатуры и придумать нельзя. Смущал только возраст Теньо — 34 года. Но для «Крыльев» этот классный профессионал помог бы решать серьезные задачи в качестве играющего наставника.

Первый легионер «Крыльев Советов» Теньо Минчев про злющую зиму и любовь к «Жигулевскому»

— Каковы были условия договора? Ведь впервые в практике…

— Вначале мы хотели заключить с Минчевым официальный контракт через посредническую болгарскую фирму «Спорткоммерц». Но ее условия оказались для нас невыгодными. Брала очень высокие — 60 процентов — комиссионные. Тогда пошли по другому пути. Госкомспорт СССР дал добро, чтобы соглашение с болгарским футболистом мы заключили по линии местных связей — безвалютному обмену. Они нам футболиста, а мы им — хорошую волейболистку в женскую команду «Электрон», выступающую в первой лиге национального первенства. В условия годичного контракта Минчева входили три положения. Мы предоставляем ему отдельную комнату на базе «Крыльев Советов», одну бесплатную поездку на родину в течение года. Зарплата — 500 рублей в месяц плюс премиальные за выигранные матчи. Договор заключили на один год. От замысла до воплощения идеи прошло всего три месяца.

— Что еще интересного было в договоре о сотрудничестве с болгарской стороной?

— Наметили обширную программу. В марте 1989 года «Крылья» поехали на весенний сбор в Стара-Загору, а «Берое» нанесло ответный визит в июне. В городе-побратиме побывали баскетболисты «Строителя» и ведущие пловцы армейского центра. Свое мастерство на куйбышевских спортивных аренах демонстрировали ведущие болгарские гимнасты, волейболисты, велосипедисты и мастера малой ракетки. Знаете, что самое любопытное случилось потом? На нашем опыте горспорткомитет Жигулевска завязал дружеские связи с коллегами из болгарского городка Кырджали, что находится рядом с греческой границей, а новокуйбышевцы — с областным центром Хасково. До сих пор наши контакты с болгарской стороной называют образцом отношений двух породненных городов.

Дело не в деньгах

8 декабря 1988 года Минчев прилетел из Софии на берега Волги и приступил к тренировкам в составе команды. Разбирая свой архив, я наткнулся на первое его интервью советским журналистам. Беседовал с ним я, тогдашний корреспондент областной газеты «Волжская коммуна». Вот что Теньо рассказал о себе.

Родился 3 марта 1954 года в небольшом селе Любеново под Стара-Загорой, а учился в Гылыбово. Там окончил среднюю школу и начал заниматься футболом. Играл за сельскую команду, и как потом выяснилось, весьма неплохо. В 1973 году его пригласили в команду мастеров «Берое», сразу в основной состав. 12 лет был бессменным капитаном, делил с ней и радости и печали. Шесть матчей отыграл за сборную Болгарии, семь — за олимпийскую. Становился чемпионом страны, Балканских игр и даже выступал в Кубке европейских чемпионов против итальянского «Ювентуса» и киевских динамовцев.

— По амплуа я опорный центральный защитник, — отметил Минчев, — своего рода диспетчер команды. Именно на эту роль меня и пригласили в «Крылья Советов». Всего провел за «Берое» — команду высшей лиги — 307 матчей, забил 20 голов. Последние полтора сезона выступал за стара-загорский «Локомотив», был играющим тренером команды.

Сомнения насчет того, чтобы поиграть в Куйбышеве, конечно же, были.

— Не очень-то хотели меня отпускать домашние, — сказал Теньо. — Да и сумма оговоренного вознаграждения, прямо скажем, чисто символическая. Мой коллега Петко Петков и нынешний наставник «Берое» выступал за венскую «Аустрию». У него сумма контракта достигала сотни тысяч долларов.

Первый легионер «Крыльев Советов» Теньо Минчев про злющую зиму и любовь к «Жигулевскому»И все же Минчев решился.

— Меня привлекали вовсе не финансы, а сама идея — поиграть в советской команде, — раскрыл секрет Теньо. — Недавно я окончил Высший институт физкультуры имени Георгия Димитрова в Софии, стал дипломированным тренером. Мне было бы очень интересно познакомиться с постановкой футбола в вашей стране, который в последние годы прогрессирует. Олимпийский успех в Сеуле-88 — наглядное тому подтверждение. Да и финал мирового чемпионата в Мексике подтвердил высокий авторитет советского футбола.

Во-вторых, я рад, что нынешним контрактом мы наведем новый мост сотрудничества в области спорта между городами-побратимами. И, наконец, куйбышевская команда мне хорошо знакома. Вместе с «Берое» я часто бывал в вашем замечательном городе. Меня связывает давняя дружба со многими куйбышевскими футболистами. Думаю, это поможет быстро найти общий язык и взаимопонимание на поле. К тому же плохо играть я не могу и по другой причине. В вашей области работает несколько тысяч болгарских специалистов, многие из них уроженцы Стара-Загоры. Словом, чувствую себя как дома. Высказался легионер и по поводу денег.

— Откровенно говоря, меня несколько раз приглашали на пост главного тренера команд мастеров, — признался он. — Но я считаю, что пока к этой роли не готов. Так что нынешний переход рассматриваю и как экзамен, и как своеобразную школу мастерства. Надеюсь помочь «Крыльям» всем, чем могу.

— Что сделал первым делом, когда приехал в морозный Куйбышев?

— Позвонил жене и пожаловался на вашу злющую зиму. Я ведь первый раз в жизни вижу столько снега.

Первый легионер «Крыльев Советов» Теньо Минчев про злющую зиму и любовь к «Жигулевскому»

Исполнил мечту сына

Присутствие футбольного легионера в советской команде было в диковинку. Вот что рассказал об этом Теньо:

— В московских аэропортах месяц-два не пропускали вместе с командой — отправляли через другой коридор как иностранца. Потом мне сделали документ, по которому я мог проходить контроль с ребятами. К чему было сложнее всего привыкнуть в Союзе? К кухне. Ничего, через месяц-полтора привык. Более того, большинство блюд полюбил. Пельмени, например. Хотя на первых порах ел только гречневую кашу и кефир. Утром, днем и вечером. Боролся с лишним весом. За полтора месяца восемь килограммов сбросил. На первых порах тест Купера не мог сдать — не укладывался в отведенное время. Но уже на втором сборе пробегал с запасом — на 250 метров больше положенной дистанции. До сих пор, приезжая в Самару, «Жигулевское» покупаю. Беру полтора-два литра. Живое — самое вкусное. А когда играл — времени не было. Игры шли одна за другой: две на выезде — две дома. Между турами один выходной, и тот проводил на базе. В конце сезона домой уехал на вишневой «девятке». За новенькую «Ладу» отдал 10 500 рублей. То есть годовой зарплаты не хватило, пришлось из премиальных добавлять. Больше всех радовался сын. Нисколько не жалею, что поиграл за «Крылья». Команда тогда попала в переходный турнир за право играть в первой союзной лиге. Это был важный шаг к возвращению в элиту.

* * *
После «Крыльев Советов» Минчев перешел на тренерскую работу в структуру ФК «Берое».

Чем занимается он сегодня? Трудится физруком в русской школе имени Максима Горького в Стара Загоре. И продолжает играть в футбол. Приезжает в Самару с командой ветеранов «Берое».

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации