Режиссер «Трехгрошовой оперы» Доминик Бюттнер о том, чем российский зритель отличается от европейского

19.11.2019

101

Автор: Светлана Келасьева

Режиссер «Трехгрошовой оперы» Доминик Бюттнер о том, чем российский зритель отличается от европейского

В начале декабря в театре юного зрителя «СамАрт» состоится премьера спектакля «Трехгрошовая опера».

Одно из самых известных произведений немецкого драматурга Бертольта Брехта ставит режиссер и хореограф Доминик Бюттнер (Берлин). В парке «Россия — Моя история» в рамках проекта «Театральная пятница» прошла встреча с гостем города. Он рассказал, почему решил взяться именно за это произведение, чем российский зритель отличается от европейского и как идет работа над спектаклем.

Напомним, с 2001 года на сцене «СамАрта» идет брехтовская «Мамаша Кураж» в постановке Адольфа Шапиро. Спектакль стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника» и до сих пор собирает полные залы.

Бюттнер в 2017 году участвовал в проводимой в «СамАрте» лаборатории «Молодая режиссура». За несколько дней вместе с перкуссионистом Марианом «Марио» Калдарару и музыкальным руководителем театра Василием Тонковидовым Доминик сочинил эскиз по пьесе Брехта. Набросок оказался удачным, режиссеру предложили доработать его и сделать полноценный спектакль.

На вопрос о том, почему была выбрана именно эта пьеса, Бюттнер ответил, что на его взгляд произведение очень актуально именно сейчас:

— В нем говорится об общечеловеческих и политических проблемах, которые сейчас обсуждает весь мир. Также в нем есть место общефилософским вещам, которые волнуют каждую личность на протяжении всей жизни. Кроме того, в этом произведении потрясающая музыка.

Режиссер сделал особый акцент на том, что в России он ставит этот спектакль не так, как сделал бы это в Германии. — Я считаю, что в каждом обществе, в каждой отдельной стране существуют некие шифры, понятные только той или иной нации, — подчеркнул он.

Режиссер «Трехгрошовой оперы» Доминик Бюттнер о том, чем российский зритель отличается от европейского

— Я пытаюсь прочесть их, поэтому всегда очень внимательно слушаю коллег, актеров. Когда что-то предлагаю, а они говорят, что в России это будет понято приватно, истолковано совсем подругому, я перерабатываю материал. По сути, мы все задаем одни и те же вопросы, а вот ответы на них не одинаковы в разных странах и на разных континентах.

На афишу спектакля вынесена цитата из пьесы: «Сначала хлеб, а нравственность потом!» По словам Доминика Бюттнера, в немецком варианте эта цитата звучит жестче: «Сначала жратва, а нравственность потом!»

— Это весьма неоднозначное утверждение, которое заставляет задуматься: а как я отношусь к тем, кто меня окружает? Как веду себя в обществе? Действительно ли верна установка, что сначала ты думаешь о том, чтобы было набито твое брюхо, а уже потом о вопросах морали? Ведь человек может оставаться альтруистом и сначала думать о других, а уже потом о себе. Лично для меня это очень важный вопрос, и в «Трехгрошовой опере» все крутится вокруг него. В этом произведении вообще ставится больше вопросов, чем дается ответов. Участники встречи поинтересовались, как идет работа над спектаклем.

— У нас параллельно проходит несколько репетиций. В одном зале идет работа над текстом, в другом — над хореографией, в третьем — над вокальными партиями, — рассказал Бюттнер. — Определенная сложность состоит и в том, что в труппе собраны актеры разных школ, а я европейский постановщик, поэтому работаю немного по-другому. Нам приходится искать варианты, чтобы приблизиться друг к другу и найти общий язык.

Бюттнер рассказал, что его метод работы — много разговаривать с актерами, постараться услышать каждого из них: как он видит свой образ, как его понимает.

— Я понял, что в России это не очень принято, — поделился наблюдением режиссер. — Многие актеры ждут, чтобы я очень точно объяснил буквально каждое движение. Артисты в «СамАрте» очень профессиональные, они владеют ремеслом. Но я привык к тому, чтобы идти через естество актера. Тогда ты видишь многие вещи, о которых мог и не предполагать как режиссер. Конечно, у меня как у постановщика есть абсолютно четкое видение каждого образа. Но когда актер может посмотреть на мир глазами своего героя, работа идет более естественно. Для меня театр существует только тогда, когда в нем присутствует естественность.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации