В «Петербургских повестях» Николая Гоголя меньше фольклорной мистики, чем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Зато в них больше городского морока. Сводящего с ума петербургского тумана, лабиринта каменных улиц. Реализм, плотно замешанный на чертовщине, привлекает режиссеров глубиной авторских рассуждений и яркостью придуманных образов. Одна беда: проза нуждается в инсценировке. «Шинель», одно из ключевых произведений русской литературы, как ни одна другая гоголевская повесть популярна среди постановщиков. В последнее время (вслед за литературоведением) театр трактует заглавный предмет произведения — шинель — как спутницу жизни главного героя. Следует этой традиции и режиссер премьерного спектакля театра «Мастерская» Александр Мальцев.
Именно с появления на сцене шинели начинается повествование в новой постановке. Мягкая кошачья походка, роскошная копна непокорных волос, облегающий черный костюм. Образ роковой красавицы усиливается инфернальным свечением. Монотонно зачитывающая Священное писание сидящая на возвышении женщина в белом монашеском облачении явно демонстрирует дуализм текста спектакля. Это борьба темных и светлых сил. Перед зрителями появляется и главный герой повествования — Акакий Акакиевич. Именно за его душу будет вестись сражение на протяжении часового представления.
Высшие силы уступают место простым смертным: два актера исполняют роли всех второстепенных персонажей «Шинели». Сначала они предстают в виде скоморохов, гармошка и частушки дополняются веселым танцем. Потом молодые артисты существуют в образе клоунов, меняющих маски. К сожалению, отсутствие опыта и повторяемость приема приводят к тому, что исполнители переигрывают, и вместо яркой их манера игры выглядит грубой и неестественной.
Более цельными представляются образы противоборствующих сторон: святая дева и нечистая сила сопровождают Башмачкина — каждая в свой черед. Его первоначальная шинель символизирует чистоту и преданность. Отказываясь от нее, Акакий Акакиевич совершает предательство, поддается искушению новой — более броской шинели, за что и терпит наказание. Это отличная от гоголевской трактовка развития сюжета. Если у классика «маленький человек» страдает безвинно и терпит страдания незаслуженно, то в спектакле он показан как творец своей судьбы.
Главный герой в исполнении Вадима Колпакова проходит путь от блаженного переписывания — Башмачкин счастлив в своем мире «живых» букв — дострастной одержимости и потом отчаяния. Первая главная роль артиста в театре «Мастерская» сыграна им убедительно и тонко.
Работа над классикой — хорошая школа для начинающих актеров. В репертуаре молодой труппы (театр появился чуть более года назад на базе выпускного курса Самарского государственного института культуры) отечественной классики, к сожалению, крайне мало. Гоголь станет вторым автором вслед за Андреевым (спектакль «Есть жизнь, есть смерть» по мотивам повести «Рассказ о семи повешенных»).
[author title=»Вадим Колпаков, исполнитель роли Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле «Шинель»:» image=»»]
— Процесс подготовки к роли был длительным. Все, что нужно знать о персонаже, написано у Гоголя. Зерно роли мы исследовали через пластику насекомого — муху. Изучали и другие произведения классика. В моей роли и у других персонажей есть отсылки к разным его текстам.[/author]
Культура
Культура
Культура
Элеонора Александровна Куруленка
Уж кто кто, а Мальцев и Сидуренко изрядно пренебрегают алкоголем… Но за это я их и люблю!
05.01.2020 в 17:26
Клара
Спектакль настоящий Шедевр! Браво артистам и режиссеру! Были на спектакле 07.11.2019. Это просто событие!
17.11.2019 в 09:47
Александр
Извините, я перебрал снова. Я извиняюсь. Просто я немного не дружу с головой и алкоголем. Мои раздвоения личности перешли на театр. Не могу ничего с собой поделать, а комментарии предыдущие удалять нельзя. Ещё раз простите
16.11.2019 в 23:34
Александр
Которая пошлая и вульгарная постановка рэжиссЕра Мальцева. Из раза в раз — мерзость за мерзостью! Шлепки по заднице проститутки шинели. Полагаю это авторское решение заслуживают особого внимания. А карсетик со шнурками. В его Дуртаньяне много всего из бдсм. И это люди, которые представляют самарскую театральную школу. Позор! Стыд!
16.11.2019 в 22:55
Ольга
Алла Генриховна, вы серьезно думаете, что подобные высказывания сотрудников вашего театра прибавят популярности лично вам и Витражам? Думаю, рейтинг Самарской газеты такие статьи тоже не повысят.
16.11.2019 в 21:04
Константин Станиславский
Извините меня. Просто я был пьяный и наговорил лишнего! Всем удачи!!!
16.11.2019 в 20:46
Алексей Дробчак
Спектакль очень крутой! Мне понравился! Очень хочется сходить ещё раз. Но, уже с друзьями. К сожалению, смог попасть только на один день премьеры (говорят, там разные составы). Хотелось бы видеть оба!
Думаю. это очень крутое и современное видение работы Николая Васильевича. Актёрам аплодировали стоя! Заслуженно!
16.11.2019 в 20:33
Андрей
Пошло и низко скрываться за известными именами.
16.11.2019 в 20:00
Константин Станиславский
У этого заведения просто какое-то недержание похабской пошлости, премьера за премьерой! Честное слово диарея! Очередной режииссерский опус — очередная пошлость! Новая шинель в образе проститутки это что-то… А Башмачкин представлен фетишистом. Так извратить Гоголя… В ЛОБ! Примитивная мерзость! Новенькие актеры хорошо проявили себя в наигрыше и фальши. Ну худрук этого заведения как всегда в своем репертуаре: чем пошлее- тем лучше! Похоже она подбирает актеров от противного. Талантливых гонит- бездарей принимает…
14.11.2019 в 18:19
Комментарии
9 комментария