Театр «Мастерская» представил свою интерпретацию повести Гоголя

14.11.2019

81

Автор: Маргарита Петрова

Театр «Мастерская» представил свою интерпретацию повести Гоголя

В «Петербургских повестях» Николая Гоголя меньше фольклорной мистики, чем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Зато в них больше городского морока. Сводящего с ума петербургского тумана, лабиринта каменных улиц. Реализм, плотно замешанный на чертовщине, привлекает режиссеров глубиной авторских рассуждений и яркостью придуманных образов. Одна беда: проза нуждается в инсценировке. «Шинель», одно из ключевых произведений русской литературы, как ни одна другая гоголевская повесть популярна среди постановщиков. В последнее время (вслед за литературоведением) театр трактует заглавный предмет произведения — шинель — как спутницу жизни главного героя. Следует этой традиции и режиссер премьерного спектакля театра «Мастерская» Александр Мальцев.

Именно с появления на сцене шинели начинается повествование в новой постановке. Мягкая кошачья походка, роскошная копна непокорных волос, облегающий черный костюм. Образ роковой красавицы усиливается инфернальным свечением. Монотонно зачитывающая Священное писание сидящая на возвышении женщина в белом монашеском облачении явно демонстрирует дуализм текста спектакля. Это борьба темных и светлых сил. Перед зрителями появляется и главный герой повествования — Акакий Акакиевич. Именно за его душу будет вестись сражение на протяжении часового представления.

Высшие силы уступают место простым смертным: два актера исполняют роли всех второстепенных персонажей «Шинели». Сначала они предстают в виде скоморохов, гармошка и частушки дополняются веселым танцем. Потом молодые артисты существуют в образе клоунов, меняющих маски. К сожалению, отсутствие опыта и повторяемость приема приводят к тому, что исполнители переигрывают, и вместо яркой их манера игры выглядит грубой и неестественной.

Театр «Мастерская» представил свою интерпретацию повести Гоголя

Более цельными представляются образы противоборствующих сторон: святая дева и нечистая сила сопровождают Башмачкина — каждая в свой черед. Его первоначальная шинель символизирует чистоту и преданность. Отказываясь от нее, Акакий Акакиевич совершает предательство, поддается искушению новой — более броской шинели, за что и терпит наказание. Это отличная от гоголевской трактовка развития сюжета. Если у классика «маленький человек» страдает безвинно и терпит страдания незаслуженно, то в спектакле он показан как творец своей судьбы.

Главный герой в исполнении Вадима Колпакова проходит путь от блаженного переписывания — Башмачкин счастлив в своем мире «живых» букв — дострастной одержимости и потом отчаяния. Первая главная роль артиста в театре «Мастерская» сыграна им убедительно и тонко.

Работа над классикой — хорошая школа для начинающих актеров. В репертуаре молодой труппы (театр появился чуть более года назад на базе выпускного курса Самарского государственного института культуры) отечественной классики, к сожалению, крайне мало. Гоголь станет вторым автором вслед за Андреевым (спектакль «Есть жизнь, есть смерть» по мотивам повести «Рассказ о семи повешенных»).

[author title=»Вадим Колпаков, исполнитель роли Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле «Шинель»:» image=»»]

— Процесс подготовки к роли был длительным. Все, что нужно знать о персонаже, написано у Гоголя. Зерно роли мы исследовали через пластику насекомого — муху. Изучали и другие произведения классика. В моей роли и у других персонажей есть отсылки к разным его текстам.[/author]

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

9 комментария

Элеонора Александровна Куруленка

Уж кто кто, а Мальцев и Сидуренко изрядно пренебрегают алкоголем… Но за это я их и люблю!

05.01.2020 в 17:26

Клара

Спектакль настоящий Шедевр! Браво артистам и режиссеру! Были на спектакле 07.11.2019. Это просто событие!

17.11.2019 в 09:47

Александр

Извините, я перебрал снова. Я извиняюсь. Просто я немного не дружу с головой и алкоголем. Мои раздвоения личности перешли на театр. Не могу ничего с собой поделать, а комментарии предыдущие удалять нельзя. Ещё раз простите

16.11.2019 в 23:34

Александр

Которая пошлая и вульгарная постановка рэжиссЕра Мальцева. Из раза в раз — мерзость за мерзостью! Шлепки по заднице проститутки шинели. Полагаю это авторское решение заслуживают особого внимания. А карсетик со шнурками. В его Дуртаньяне много всего из бдсм. И это люди, которые представляют самарскую театральную школу. Позор! Стыд!

16.11.2019 в 22:55

Ольга

Алла Генриховна, вы серьезно думаете, что подобные высказывания сотрудников вашего театра прибавят популярности лично вам и Витражам? Думаю, рейтинг Самарской газеты такие статьи тоже не повысят.

16.11.2019 в 21:04

Константин Станиславский

Извините меня. Просто я был пьяный и наговорил лишнего! Всем удачи!!!

16.11.2019 в 20:46

Алексей Дробчак

Спектакль очень крутой! Мне понравился! Очень хочется сходить ещё раз. Но, уже с друзьями. К сожалению, смог попасть только на один день премьеры (говорят, там разные составы). Хотелось бы видеть оба!
Думаю. это очень крутое и современное видение работы Николая Васильевича. Актёрам аплодировали стоя! Заслуженно!

16.11.2019 в 20:33

Андрей

Пошло и низко скрываться за известными именами.

16.11.2019 в 20:00

Константин Станиславский

У этого заведения просто какое-то недержание похабской пошлости, премьера за премьерой! Честное слово диарея! Очередной режииссерский опус — очередная пошлость! Новая шинель в образе проститутки это что-то… А Башмачкин представлен фетишистом. Так извратить Гоголя… В ЛОБ! Примитивная мерзость! Новенькие актеры хорошо проявили себя в наигрыше и фальши. Ну худрук этого заведения как всегда в своем репертуаре: чем пошлее- тем лучше! Похоже она подбирает актеров от противного. Талантливых гонит- бездарей принимает…

14.11.2019 в 18:19

Комментарий появится после модерации