Цифровые возможности: документы в роддом, электронная школа, нейромедицина

Сегодня уже мало кого удивляет возможность отследить время прибытия общественного транспорта по приложению в телефоне, записаться на прием к врачу через электронную регистратуру или оплатить коммунальные услуги не выходя из дома.

В Самаре прошел круглый стол, на котором эксперты обсудили внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь. Речь шла о настоящем — платформах, работающих в регионе, и о будущем — задачах в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

Документы в роддом

Цифровые технологии упрощают коммуникации между людьми. С помощью разных сервисов мы общаемся в режиме реального времени с родственниками, друзьями, коллегами. Популярностью пользуются и платформы, которые позволяют взаимодействовать с органами власти. Мы можем указать чиновникам на проблемы, оставить замечания, проголосовать за инициативы, получить ответы на интересующие вопросы. Многие россияне давно оценили удобство портала gosuslugi.ru.

— Государственные базы данных уже сейчас позволяют объединять различные услуги в единый пакет в зависимости от жизненных ситуаций, — рассказал врио заместителя председателя правительства — руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области Станислав Казарин.

Казарин привел пример: планируется, что в ближайшие годы мамы смогут оформлять документы, необходимые ребенку, прямо в роддоме. Свидетельство о рождении, регистрация по месту жительства, сертификат на материнский капитал… Родителям не придется тратить время на хождения по инстанциям. По словам Казарина, сейчас на федеральном уровне готовят такой сервис, его распространят по всей стране.

Руководитель департамента информационных технологий и связи добавил, что в России на стадии разработки находится 25 суперсервисов, с помощью которых человек сможет взаимодействовать с государством, различными учреждениями по множеству вопросов, например при поступлении в вузы, трудоустройстве.

— Бумажные архивы переводят в электронную форму. Органы ЗАГС оцифровывают метрические книги. Вскоре информацию о подтверждении степени родства можно будет получить через поиск по базе данных. Это сократит время решения вопросов, — сказал Казарин.

По его мнению, хранить информацию в «цифре» надежнее, да и дешевле, чем на бумаге. Рукописные и печатные архивы со временем приходят в негодность, могут пострадать от пожаров, потеряться.

Электронные дневники и не только

Не первый год в Самарской области работает АСУ РСО — автоматизированная система управления ресурсами системы образования. Ее активными пользователями являются ученики, родители, педагоги. В электронном дневнике учителя указывают домашние задания, выставляют оценки, и взрослые всегда могут оперативно узнать об успеваемости детей. Генеральный директор АО «ИРТех» Олег Исайкин сообщил: информация о ребенке попадает в АСУ РСО, как только родители ставят его на очередь в детский сад. Далее в системе он, как и в жизни, переходит с одной ступени обучения на другую. По мнению руководителя проектного офиса цифрового развития Самарской области Дмитрия Камынина, следующий этап — создание цифрового контура обучающегося.

— В нем будет вся информация о физических параметрах ребенка, средних баллах по предметам, о его участии в олимпиадах, спортивных результатах, — рассказал Камынин. — Если эти данные правильно расположить в системе, то откроются большие возможности. Не исключено, что в будущем программные алгоритмы смогут анализировать сведения и давать рекомендации, в каком деле ребенка ждет успех, чем ему заниматься: плаванием, рисованием, музыкой…

Силой мысли

На встрече говорили и о цифровых технологиях в медицине. Директор института инновационного развития СамГМУ Сергей Чаплыгин напомнил: в октябре в нашем регионе пройдут IV международные соревнования ассистивных технологий «Нейротлон». Люди с ограниченными возможностями здоровья покажут, как они управляют разными устройствами силой мысли. Специальные приборы улавливают и фиксируют электрические сигналы мозга, затем преобразуют их для компьютера. Как уточнил Чаплыгин, участию в соревнованиях предшествуют длительные тренировки.

— Есть проект создания нейрочата на основе этой платформы. Сейчас его опробируют. Полностью парализованные люди смогут общаться с окружающими через сообщения, — пояснил Чаплыгин. — Пока процессы передачи сигналов от человека, их преобразования и печати на экране достаточно длительные. Однако мы понимаем, что это все-таки возможность коммуникации для тех, кто не может самостоятельно написать слова.

Чаплыгин рассказал, что в Самарской области внедряется система единого автоматизированного электронного документооборота. Результаты обследований, анализов в цифровом виде будут храниться в базе. Пациенту не нужно записывать их на диск, распечатывать, а затем нести на консультацию к специалисту. Последний, зайдя в систему, сможет ознакомиться с информацией сам.

— На основе этой базы данных можно сделать портал цифрового здоровья, — продолжил Чаплыгин.

Уже сегодня в губернии работает телемедицинский сервис по направлению «Дерматология». Врач контролирует лечение кожного заболевания по фотографиям, присланным пациентом. Но первичный прием, осмотр, обследования медик проводит лично.

Обсудили на заседании круглого стола и перспективу — оформление больничного через интернет. По мнению Казарина, следует разрешить человеку два раза в год в разгар эпидемии ОРВИ самостоятельно получать листок нетрудоспособности на несколько дней, не обращаясь к медикам. Это разгрузит поликлиники и врачей.

«Умный город»

На встрече также говорили о реализации в губернии проекта «Умный город». План мероприятий включает в себя конкретные задачи по формированию доступной, комфортной и безопасной среды, созданию инновационной инфраструктуры, развитию транспортных систем. В проекте участвуют Самара, Тольятти и Новокуйбышевск.

Эксперты считают, что само по себе специфическое программное обеспечение не имеет смысла, если не востребовано людьми. Эффект от внедрения тех или иных продуктов наступит, когда абсолютное большинство населения будет их использовать.

— Все быстро меняется, и люди приспосабливаются. Когда появились банковские карточки, говорили, что мы не откажемся от наличных, — отметил Казарин. — Но многие пожилые люди оформили карты, получают на них пенсии. Если человеку нужно и удобно, то он непременно будет пользоваться тем или иным продуктом.

Фото обложки: Владимир Пермяков

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close