Люди искусства объединились на одной площадке, чтобы представить свои необычные работы и заявить о себе. Слет проходил в стенах здания на улице Ленинградской, 70. Хостел на сутки превратился в концептуальное арт-пространство. Организаторами выступили участники творческого объединения «Муха» — Галина Зыбанова, Никита Кузнецов и Денис Новиков.
Слет назвали «Против сна, ремесла и художника». Авторам предоставили комнаты для размещения работ, а также двор, где они открыли небольшой маркет и читали лекции. Несмотря на то, что в каждом номере хостела картины и инсталляции соседствовали с двухъярусными кроватями, в которых даже мог кто-то спать, это не мешало ни художникам, ни постояльцам.
Одну из комнат заняла артгруппа «Интернат». Молодые люди разместили там новые полотна и арт-объекты, чтобы создать ощущение учреждения для трудных подростков. Художница Катя Раек представила две свежие работы, изображающие девушек — одну в состоянии медитации, а другую в танце.
— Слет — это событие достаточно ценное для города, — рассказывает она. — Его значимость в том, что у посетителей есть возможность посмотреть на творчество новой волны и познакомиться с «живыми» авторами.
Некоторые авторы решили поэкспериментировать с окружающими предметами и материалами. Например, коллажист Ирина Севостьянова провела сеанс медитативного создания работ вслепую. Тему она сформулировала «Осознание себя в пространстве незнакомой комнаты как погружение в сон с осознанным присутствием». Автор вошла в незнакомую комнату с повязкой на глазах. Она изучила пространство руками и приступила к созданию коллажей. Затем Ирина сняла повязку, чтобы оценить результат.
Вписались в обстановку хостела и работы студентов фотошколы галереи «Виктория» Екатерины Олениной и Павла Докучаева. А в одной из комнат поселился персонаж Захар Веселыч — плод воображения Фрола Веселого и Олега Захаркина. Звонарь и художник Савва Зорин подготовил проект «Дегенеративное искусство». Его цель — посмеяться над самарской арттусовкой, например, над художниками с их портретами за тысячу рублей и аляповатыми пейзажами, что продают на Ленинградке.
— Все прошло на ура, — сказал Зорин. — Рад, что смог принять участие. Лично для меня это прекрасная возможность высказаться. Свой проект я готовил специально для этого мероприятия. Думаю, что удалось донести свою мысль гостям. Конечно, не обошлось без курьезов. Часть арт-объектов расположилась на стене торгового комплекса «Юность», что возмутило его администрацию. Также было забавно, что все проходило буквально под окнами организации, занимающейся авторским правом. И они очень быстро нам намекнули, что музыку стоит выключить, чтобы не нарваться на штраф.
Такое масштабное событие не обошел вниманием один из известных самарских художников, куратор галереи «Виктория» Сергей Баландин. Он поделился своими впечатлениями с публикой.
— Хочу сделать комплимент слету, потому что это потрясающая идея, — говорит Баландин. — Она и на слух приятна, и на ощупь. Искусство должно быть таким, чтобы я на него смотрел и не понимал, что это. Комнаты художников я, условно говоря, поделил на две категории: те, куда просто принесли работы и развесили, и те, которые обжили. Например, в комнатах Захара Веселыча, Любы Ионовой ты чувствуешь, будто попал в кино. Мне такие проекты нравятся больше.
Затем мэтр прочитал лекцию «Беседа о пивной бутылке и винном бокале». Он метафорически сравнивал два предмета, пытался определить состояние самарского искусства по отношению к мировому контексту. Баландин сразу вступил в диалог со зрителями, предлагая им определить свойства сосудов. Многие сошлись во мнении, что бокал вина вызывает ассоциации с утонченностью, праздником, обновлением, большим трафиком, сопричастностью. Бутылка пива, наоборот, была названа одноразовой, единоличной, закрытой для окружающего мира и повседневной. Стеклотара также вызывала мысли об опасности и нарушении закона.
— Самара — маленький город на Волге, где мы все хотим быть в замкнутых группах, кружках, клубах по интересам. В то время как на Западе всегда подразумевается общение, там развита идеология биеннале, больших групповых выставок, бесконечных круглых столов, исследований. Но в Самаре есть определенный плюс — это одноразовость, повседневность и демократичность. Мы готовы потреблять искусство в любой ситуации. Это легко и удобно. Работы делают, чтобы их увидели один раз, — пояснил лектор.
По его словам, современное самарское искусство как фастфуд, оно не останется в истории. Из всего многообразия местных художников Баландин выделил только Владимира Логутова. Его работы находятся в фонде Московского музея современного искусства.
— Организовывать слет было проще, чем фестиваль «Ай». Хозяева хостела оказались открытыми к подобному действу и признались нам, что давно хотели бы организовать у себя что-то подобное, — рассказывает Зыбанова. — Прежде всего это был эксперимент. И его результатом стал общий вывод: пора создавать новые форматы. Целью слета было — зафиксировать все то, что сейчас происходит в Самаре, и применить для этого новый формат. Старт дан, надо продолжать движение.
Фото: Екатерина Голдина
Культура
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев