«Это вам не фотобудка»: Владимир Михайлов — фотограф дореволюционной Самары

17.07.2019

281

Автор: Татьяна Гриднева

"Это вам не фотобудка": Владимир Михайлов - фотограф дореволюционной Самары

Новым способом запечатлеть реальность в XIX веке увлекались все — и члены высшего общества, и чиновники, и купцы. И даже самарские художники.

Одним из них был Владимир Александрович Михайлов. С фотопортретов на нас глядят его земляки и современники — каждый со своей судьбой и со своей историей.

Судьба же самого мастера еще недостаточно изучена. Недавно краевед Людмила Серых нашла в московских архивах фото художника в юности, а также несколько документов, связанных с его семьей и учебой.

И ателье, и мастерская

Сам Владимир не называл себя фотографом. На каждом из его снимков было вязью написано: «Самара, художник В.А. Михайлов». А над словом «художник» парила в воздухе целая композиция из палитры и кистей, обрамленная веточками лавра. Мастер знал себе цену. И среди жителей Самары его фотосалон, находившийся в доме №89 на улице Москательной (ныне Льва Толстого) был чрезвычайно популярен. Здесь размещалось не только фотоателье, но и художественная мастерская.

[box type=»success» align=»» class=»» width=»»]3 сентября 1899 года был утвержден устав Самарского фотографического общества. Инициатором создания подобной организации в нашем городе был потомственный почетный гражданин, купец второй гильдии Петр Николаевич Арефьев.[/box]

Вероятно, сделав снимок и вынырнув из-под черного покрывала, он предлагал наиболее заинтересовавшей его особе пройти в соседнее помещение, чтобы сделать с нее карандашный набросок, а то и портрет маслом.

"Это вам не фотобудка": Владимир Михайлов - фотограф дореволюционной Самары

из архива Самарского областного художественного музея

Кто только не стремился запечатлеть себя на века с помощью таланта получившего столичное образование фотохудожника! Конечно, во-первых, это были самарские дамы. Они предпочитали «кабинетные портреты». Знали, что Владимир сумеет усадить их в такую элегантную позу и так выставить свет, что на снимке будут видны лишь достоинства. Недостатки же он умело подретуширует.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#84b094″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]Кабинетный портрет — стиль фотографии, ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года. Это были альбуминовые отпечатки, которые крепились на картонную основу размером 11х17 сантиметров. В начале 1860-х более мелкий стиль «визит-карт» и «кабинет-портрет» были одновременно популярны. Помимо увеличенного размера кабинетный портрет отличался большим количеством информации на лицевой и обратной сторонах картонного бланка. Кабинет-портрет был достаточно большим для того, чтобы можно было запечатлеть помещение, кабинет или студию фотографа, откуда и пошло название формата.[/vrezka]

А гимназистки стайками спешили в ателье, поскольку мастер показывал их такими, какими они были на самом деле — со всей их свежестью, наивностью и романтизмом.

"Это вам не фотобудка": Владимир Михайлов - фотограф дореволюционной Самары

из личного архива Татьяны Гридневой

Купцы приходили фотографироваться вместе с семьями. И даже солидные чиновники говорили между собой: «Хочешь сделать изрядный визит-портрет — ступай к Михайлову!» Речь об изображениях маленького формата, которые подчас играли роль современных визиток.

"Это вам не фотобудка": Владимир Михайлов - фотограф дореволюционной Самары

из личного архива Татьяны Гридневой

Мастеру заказали даже фотопортреты самарских актеров. Их выставили в специальных витринах у здания театра. Это был первый опыт социальной рекламы в Самаре.

Роспись кухмистерской

Михайлов не скрывал, что фотография помогает ему зарабатывать на жизнь, а основное свое предназначение он видит в высоком искусстве. Владимир окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вернувшись в родной город, стал активным участником местных выставок в 1890 — 1900 годах. Очарованный его живописным талантом Альфред фон Вакано пригласил молодого художника расписать строящуюся кухмистерскую. Это было очень почетным делом, ведь все знали, что этот ресторан — любимое детище владельца пивзавода. В его оформление были вложены немалые средства. И до сих пор реставрацию уникального здания тормозит нехватка средств на восстановление былого великолепия, в том числе набранного из драгоценных пород дерева резного потолка. Некоторое время в кухмистерской проводило выставки Самарское отделение Союза художников, но тогда уже стены двух залов были закрашены краской. При реставрации кухмистерской, скорее всего, строителей ждет сюрприз — открытие настенной росписи, сделанной Михайловым. Оформлял он и внутренние помещения театра драмы.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Кухмистерская фон Вакано На момент постройки это было одноэтажное каменное здание, огороженное «десятисаженной решеткой художественного литья», имевшее центральное отопление, водопровод, сад. Стены были «оштукатурены, окрашены масляной краской с художественной на них живописью, отделаны деревом в рамку… Рамы и двери больших размеров украшены богемским стеклом». Наружная каменная лестница в пять ступеней расписана художественной росписью, полы в залах и гостиной паркетные, а в прихожей и уборной — из метлахской плитки. Автор живописного оформления — один из самых известных самарских художников начала века Владимир Михайлов. [/box]

Столичный дух

Михайлов разделял чаяния демократически настроенной местной молодежи. Он известен как автор картины «Тихая ночь», повествующей о революционных событиях 1905 года в Самаре. Неутомимый художник сотрудничал и с прессой, часто выступая с сатирическими рисунками в городских газетах. По данным «Памятных книжек Самарской губернии» за 1911 и 1916 годы, Владимир преподавал рисование в реальном училище. Вот у таких прекрасных учителей черпали свои знания выпускники этого учебного заведения, сыгравшие большую роль в развитии российской науки и промышленности.

"Это вам не фотобудка": Владимир Михайлов - фотограф дореволюционной Самары

из личного архива Татьяны Гридневой

Михайлову наш город обязан и тем, что на самарских выставках часто можно было видеть работы столичных, весьма известных мастеров. Обладавший истинно волжской широтой характера, он на протяжении многих лет сохранял дружеские отношения с московскими товарищами по училищу: Константином Юоном, Витольдом Бялыницким-Бирулей, Станиславом Жуковским и другими. А его дружба с Василием Суриковым заслуживает отдельного рассказа.

Учреждено с целью «содействовать успехам фотографии, разработке и распространению художественных, научных и технических познаний, относящихся до фотографии и отраслей ея, оказывать поддержку и содействие развитию путешествий фотографов с научной и художественной целью. Из Устава Самарского фотографического общества

 

Продолжение следует.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации