Исторические версииИстория

Кто такие бурлаки

Рассматривая знаменитую картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», многие современные люди могут спросить: кто эти изображенные художником люди, откуда они?

Почему соглашались выполнять такую тяжелую работу? Попробуем найти ответы.

Крылатые выражения

Со временем профессия бурлака обросла легендами. Многие думают, что в артель вступали бывшие каторжники, другие предполагают, что тянуть лямку подряжались «пропащие люди» — пьяницы и попрошайки.

Однако прочно засевшие в современном языке выражения, которые мы сейчас уже не ассоциируем с бурлаками, свидетельствуют о том, что это ремесло было довольно распространенным на Руси.

«Долго же я тянул эту лямку!» — воскликнет сотрудник, наконец уволившийся с нелюбимой работы. «Что за шишка к нам пожаловала?» — спросит другой служащий у своего коллеги. «У вас просто кабальные условия прописаны в договоре!» — возмутится человек, обратившийся за кредитом.

И никто даже не вспомнит о том, что с помощью лямок тянули баржу, шишка — это ведущий, самый опытный в ватаге бурлак. А в кабале оказывались те ее члены, что трудились за долги, то есть работали за хлеб и соль.

Бурлачить на Руси никогда не считалось зазорным. Многие крестьяне во время неурожаев, чтобы заплатить оброк или чтобы не стать холопами своих кредиторов, спасались этим промыслом. К бурлакам иногда прибивались и разорившиеся горожане. Ведь владельцы судов, а затем пароходств платили сразу же и наличными. В ватажники шли и молодые парни, копившие на свадьбу или начало собственного дела. К примеру, бурлаком был основатель династии самарских купцов Лариных. По воспоминаниям жительницы нашего города Ольги Лариной, ее дед Александр Гаврилович в молодости также состоял в артели, тянул баржи. Заработав деньги, он стал покупать участки земли, разводить сады и продавать их.

Распределение труда

Были среди бурлаков и настоящие профессионалы. Главный человек в ватаге, как правило, знал все тропы вдоль Волги, все пещеры и овраги, в которых можно найти защиту от непогоды. Рассчитывал время доставки груза и умел рядиться с заказчиками. Знали свои права и так называемые коренные — люди, взятые по договору и получившие задаток. Также опытными были замыкающие группу — косные. Они должны были следить за тем, чтобы лямки не зацепились за различные препятствия, вовремя перебрасывать их через камни и кусты.

При попутном ветре на судне поднимали парус, который значительно ускорял передвижение. Зачастую в артель бурлаков входила и команда корабля — лоцман (букатник) и старший водолив, вовремя ликвидировавший протечки, а также следивший за сохранностью товара. За работой артели наблюдал приказчик. По воспоминаниям Ильи Репина, на привале в Ширяево бурлаки жаловались ему на молодого хозяйского помощника, совсем мальчишку, который весь день подгонял артель, не давая сделать остановку.

По волжской тропе

Когда плывешь вдоль правого берега реки от Самары до Ширяево, можно заметить, как вдоль кромки воды, прижимаясь к уступам Жигулевских гор, петляет дорожка, протоптанная бурлаками. Ведь они тащили суда именно против течения. А если учесть, что его скорость в реке, не перегороженной плотинами, была изрядная, можно представить себе, насколько тяжел был их труд. Вес кораблей составлял до 500 тонн. Выдерживать темп движения ватажникам помогали песни. Одной из известных является «Эх, дубинушка, ухнем». Ее обычно пели для координации сил артели в один из самых тяжелых моментов: когда судно трогается с места после подъема якоря.

Бурлацкий труд был сезонным. Лодки тянули суда по «большой воде»: весной и осенью. На припасах владельцы кораблей обычно не экономили. Им было важно вовремя прибыть на место назначения и как можно быстрее начать торговлю. Некоторые бурлаки именно в артели впервые пробовали белый хлеб. «Нужда заставит калачи есть», — говорили с улыбкой уроженцы северно-русских губерний, где им доступен был только ржаной. Делая остановку, ватажники ловили рыбу на уху, чинили лапти или плели новые, клали заплаты на рубахи и порты, расползавшиеся от тяжелой работы.

Неволя вниз идет, кабала вверх: тут речь все о той же матушке-Волге и о бурлачестве, с которым связана кабала, потому что задатки взяты вперед, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. Неволя, то есть нужда, идет вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идет, или тянет лямкою, кабала. Владимир Даль, из книги «Пословицы русского народа»

 

В Российской империи столицей бурлаков с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через этот порт проходила четвертая часть всех ватажников страны. Но и в Самаре существовал крупный бурлацкий рынок, на котором владельцы кораблей набирали себе рабочих.

Сарынь на кичку!

У ватажников были свои традиции. В определенных местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию: человек должен был бежать на вершину холма, а «бывалые» били их лямками по спине и кричали: «Жарь его!» Места эти — высокие крутые берега — называли жареными буграми.

Наняв артель бурлаков, хозяин судна отбирал у них вид на жительство. По договору ватажника обязывали «быть у хозяина во всяком послушании. Идти денно и нощно со всевозможным поспешанием, без малейшего промедления. На работу — чуть свет. Табак на судне не курить. С ворами не знаться. От разбойников, буде такие нападут, отбиваться, не щадя жизни».

Однако мало было тех, кто при нападении хотел подставлять себя под пули за хозяйское добро. Не случайно стал известным специальный клич, придуманный атаманами Жигулевской вольницы: «Сарынь на кичку!». Это был знак бурлакам и команде собраться на носу корабля, чтобы не попасть под горячую руку. Хозяйский приказчик в таких случаях делился товаром с нападавшими, и они, взяв дань, пропускали караван судов.

Когда Репин писал картину «Бурлаки на Волге», ватаги считались уже уходящей натурой. Однако труд бурлаков был востребован очень долго. В последующие голодные годы появились даже бурлачки-женщины. И только в 1929 году специальным постановлением Народного комиссариата путей сообщения человеческая тягловая сила была запрещена.

Бурлаки-судорабочие обыкновенно объединялись в артели со специальным распределением занятий. Обычно среди них определяли старшего водолива, отвечающего за подмочку товара (он же плотник), лоцмана (дядю, или букатника на народном языке), шишку — передового в лямке и двух косных — в хвосте. Среди бурлаков были также коренные, взятые на весь путь с задатком, и добавочные, нанятые временно.

Вот, примерно, ходил я с отцом — дедом твоим — на расшиве, бечевой ходили, бурлаками, было их у нас двадцать семь человек. Максим Горький, «Жизнь Матвея Кожемякина»

Про самарскую деревню Томашев колок

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение