О Самаре, созданной по проектам архитектора Леонида Волкова. Часть 3

16.06.2019

163

Автор: Татьяна Гриднева

О Самаре, созданной по проектам архитектора Леонида Волкова. Часть 3

Так повелось, что имена артистов и художников у всех на слуху, а вот об архитекторах вспоминают редко.  Хотя здания, которые строят по их проектам, — своеобразные послания будущим поколениям.

Так, Самара наполнена свидетельствами таланта архитектора Леонида Волкова. Он работал в нашем городе в 30-х — 50-х годах.


О Самаре, созданной по проектам архитектора Леонида Волкова. Часть 2


Комплекс для речников

Управление Государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставило такую информацию в ответ на запрос редакции «СГ».

«Среди объектов культурного наследия на территории городского округа Самара в единый Государственный реестр входят «Клуб имени Ф.Э. Дзержинского» (улица Степана Разина, 46) и «Ансамбль застройки улицы Максима Горького: жилой дом с культурным бытом, жилой дом плавсостава и ИТР Средневолжского речного пароходства, жилой дом грузчиков Госпароходства» (улица Максима Горького, 113а, 115,117, литеры А, Б, улица Максима Горького, 119, литера А). Эти здания спроектированы при участии архитектора Леонида Волкова».

А вот что можно узнать из архивных справок по ансамблю застройки улицы Максима Горького для нужд Средневолжского речного пароходства. На основании решения Куйбышевского горсовета от 22 октября 1934 года предприятию были отведены два земельных участка под капитальное строительство. Первый в квартале №44 от угла улицы Венцека по улице М. Горького под сооружение четырехэтажного здания Управления пароходства. Второй — в квартале №45 по улице М. Горького под четырехэтажный дом для грузчиков. Со сносом существующих построек под №№107-109, 111,113, 115-117.

Постановлением президиума Куйбышевского горсовета от 5 июня 1936 года был утвержден акт приемочной комиссии о сдаче в эксплуатацию Дома грузчиков (улица М. Горького, 117) «в связи с особо острой необходимостью в жилой площади для размещения грузчиков Госпароходства». Здание четырехэтажное, Г-образной формы. Состоит из главного фасада по улице и дворового крыла. Второй этаж центральной части фасадного крыла оформлен верандой, поддерживаемой четырьмя колоннами. Дом rрузчиков построен по типу общежития. В нем расположены столовая, кухня, буфет, в подвальном помещении — прачечная и котельная.
5 августа 1936 года был принят в эксплуатацию дом на улице М. Горького, 115, построенный рабочим жилищно-строительным кооперативным товариществом Госпароходства. Здание четырехэтажное, оформлено в классическом стиле.

В октябре 1935 года архитектурно-планировочным управлением Куйбышевского горсовета на улице М. Горького был отведен дополнительный земельный участок под сооружение дома для плавсостава и инженерно-технических работников пароходства. Строительство должно было вестись хозяйственным способом. 14 ноября 1938 года дом для плавсостава и ИТР пароходства (улица М. Горького, 119) приняли в эксплуатацию. Здание кирпичное, четырехэтажное, выполнено «с соблюдением общего оформления домов СВРП, расположенных в одном квартале». При согласовании проекта было решено не сооружать «веранду с фасада здания при входе в магазин», как наметил архитектор, а «сделать перед дверями магазина только площадку со ступенями». Всего в доме 30 индивидуальных квартир и помещение под магазин. В подвале расположен склад торговой точки, помещение для стирки белья и дровяники.

Сегодня этот комплекс, созданный Леонидом Волковым, создает особую атмосферу улицы М. Горького.

О Самаре, созданной по проектам архитектора Леонида Волкова. Часть 3

Люкс для иностранных специалистов

Леонид Волков разработал и план застройки жилого поселка завода имени Масленникова в овраге Подпольщиков (ныне Постников овраг).

Месяц назад глава Самары Елена Лапушкина приходила поздравить с Днем Победы участника Великой Отечественной войны Александра Любимова. Он живет в доме №5 на улице Часовой. 94-летний ветеран, по профессии инженер-строитель, давно интересуется застройкой этой короткой улицы. И особенно дома №5. О том, что уже успел разузнать, он рассказал главе города.

По словам ветерана, это здание построено по проекту Волкова для швейцарских специалистов-часовщиков. Потому оно было для своего времени очень комфортным, с максимумом удобств. Действительно, в заводской газете «Знамя труда» в 30-х годах появилась заметка о том, что на 1-й Московский часовой завод отправлена группа в составе 50 человек с завода имени Масленникова. Специально для обучения профессии часовщиков. Сначала была сделана попытка пригласить на место инструкторов из традиционно часовой страны — Швейцарии, но она оказалась неэффективной, поскольку приезжие не знали языка. Пришлось договор расторгнуть и учиться у москвичей.

Значит, щвейцарские часовщики в нашем городе некоторое время действительно жили. И не исключено, именно в доме №5, который в то время по документам числился домом №25а. Он, согласно заметке из той же заводской газеты, ударно строился и сдавался в эксплуатацию в преддверии очередной годовщины революции. Чтобы «в дни Октября рабочие завода могли справлять новоселье в чистых, уютных квартирах».

В ответ на запрос «Самарской газеты» в управление Государственной архивной службы региона поступил такой ответ. В Центральном государственном архиве Самарской области по интересующей тематике имеются на хранении фонды из управления главного архитектора города с 1939 по 1997 годы. Специалисты службы дали еще одну подсказку: «Документы по застройке улицы Часовой могут быть в фонде Государственного союзного завода имени Масленникова, так как строительство жилых домов на этой улице велось в 1930-х годах для работников этого предприятия».

Так что улица Часовая, спроектированная Волковым, ждет исследователей своей истории.

В начале 1930-х пролетарская аскетичность форм уже уступала место умеренному украшению внешнего облика зданий. От конструктивизма в доме №5 — сплошное остекление лестничных клеток и прямоугольные парапеты. От классики — имитация колонн и ниш, добавляющая разнообразия фасаду. Такой стиль искусствоведы называют постконструтивизмом.

Сам Волков много лет прожил в коммуналке, но для иностранных специалистов спроектировал на Часовой роскошное по тем временам жилье. Дом пятиподъездный. В рядовых секциях по две трехкомнатные квартиры на этаже. В угловых, имеющих два входа — со двора и из сквера, — четырехкомнатные, для начальства. В каждой из квартир — просторная ванная с окном. И отдельный туалет, тоже с окошком.

— В ванной комнате это было необходимо, поскольку там стояла дровяная колонка, подогревающая воду для душа, — объясняет Любимов. — А котельная для всего дома располагалась в подвале 4-го и 5-го подъездов и работала на угле. Газ провели уже после войны.

О Самаре, созданной по проектам архитектора Леонида Волкова. Часть 3

* * *

— Наш дом — это история, это творение таланта, — убежден Любимов. — Я так считаю не потому, что живу здесь. И не потому, что заканчивал Куйбышевский инженерно-строительный институт. А потому, что дом действительно своеобразный, неповторимый. Его обязательно нужно сохранить. Более того, Волков впервые спроектировал в этой части города целый микрорайон. Он состоял из трех домов по нечетной стороне Часовой и трех домов по четной. Помимо этого и другого жилья тут были магазины, школа, заводской здравпункт, библиотека. А на месте нынешнего трамвайного кольца — рынок. Одним словом, комплексная застройка.

Ветеран Любимов и актив микрорайона привлекают внимание властей к этому интересному кусочку города и настаивают: имя Волкова обязательно должно быть увековечено. Уже есть «народное» предложение назвать именем архитектора безымянный сквер рядом с домом №5. Об этом Любимов говорил и главе города во время встречи в честь Дня Победы.

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации