Сможет ли Самара соединить концепцию, желание и опыт для сохранения архитектурных памятников

06.06.2019

67

Автор: Илья Сульдин

Фотограф: Екатерина Елизарова

Сможет ли Самара соединить концепцию, желание и опыт для сохранения архитектурных памятников

Большая и очень хорошая новость — на коллегии минкультуры РФ, состоявшейся 3 июня, утверждена «Концепция по сохранению памятников деревянного зодчества».

Документ важный и многострадальный — концепция была готова еще три года назад, но все это время авторам приходилось преодолевать инертность и наблюдать, как гибнут памятники, включенные в список «особо ценных». Успенская церковь в Кондопоге стояла номером один и была сожжена вандалом в 2018 году. Как считают специалисты — утрачена безвозвратно.

Всего в России 8 889 официальных деревянных памятников. Много? При том, что общее число памятников превышает 140 тысяч, — не слишком. Но сложность этого наследия и его уникальность делают вопрос сохранности особенно важным.

Сможет ли Самара соединить концепцию, желание и опыт для сохранения архитектурных памятников

Деревянная архитектура — это русская традиция. И не только русская, но и татарская, мордовская, башкирская. Весь наш традиционный жизненный уклад — это жизнь в деревянных домах, с деревянной же утварью. Каким бы пластиковым ни становился весь мир, значение дерева и леса для нашей ментальности никуда не исчезнет, быть может, станет менее явным.

Концептуальное решение

Принятая минкультом концепция призвана прежде всего спасти особо ценные ПДЗ — памятники деревянного зодчества. Их немного — всего 87, и каждый из них действительно шедевр мирового уровня. Это самые русские шедевры, их сохранение — национальная задача.

На эти памятники будут выделены средства из федерального бюджета. Сейчас речь идет об общей сумме до 15 млрд рублей. Но как быть в этой ситуации, например, Самаре?

У нас ведь нет таких безусловных шедевров, как в Кижах или Томске. Несколько десятков ОКН в городе — это деревянные или каменно-деревянные дома, но признаемся честно — великих шедевров среди них нет.

Сможет ли Самара соединить концепцию, желание и опыт для сохранения архитектурных памятников

Это никак не умаляет ценности наших «деревяшек» для нашей памяти. Да и само представление о шедевре… «Красота, как известно, в глазах смотрящего». Поэтому одной из лучших книг и памятником является альбом «Деревянные украсы Самары», созданный в начале века Ваганом Каркарьяном.

Это наше, самарское! И очень печально, что многие из домов остались только на страницах альбома про «украсы». Можно уже печатать другой альбом — «Деревянные УТРАТЫ Самары». Поэтому сохранение деревянного наследия в городе не терпит отлагательств. Но что же делать, если нет денег у муниципалитета, да и в федеральные программы не попадешь?

Отвечает архитектор-реставратор I категории Николай Чернышов — один из авторов концепции.

— На первом этапе — практически полный отказ от проведения реставрационных работ в пользу графической фиксации, обеспечения физической безопасности, противоаварийных работ и консервации объектов культурного наследия. При этом все составляющие процесса сохранения должны быть обеспечены инновационными методиками и оборудованием. Конечно, некоторое количество реставрируемых объектов должно быть в работе, и их количество должно неуклонно наращиваться, при этом их выбор должен основываться на четких критериях приоритетности финансирования и обеспеченности финансированием вплоть до завершения работ или предусмотренного проектом этапа. Оперируя цифрой в 8,5 тысячи объектов, необходимо понимать, что это отнюдь не весь подлежащий сохранению тем или иным способом фонд деревянного зодчества. Такие здания есть и среди ценных градоформирующих объектов, расположенных в исторических поселениях и в зонах охраны объектов культурного наследия, и среди предназначенных к сносу деревянных строений, не подлежащих государственной охране. Конструктивные особенности отечественного деревянного зодчества позволяют осуществлять их перемещение, а это в случае с объектами, не являющимися памятниками, означает возможность их дальнейшего использования на новом месте или создания на их основе обменных коллекторов реставрационных материалов, конструкций и декоративных элементов, — говорит архитектор.

И снова ТСФ

В Самаре уже есть мощный и большой проект по сохранению деревянных домов и ценной городской среды. Это наш любимый «Том Сойер Фест», который недавно начался в пятый раз. Все, что делается в рамках этого проекта, полностью укладывается в концепцию, принятую министерством культуры.

Сможет ли Самара соединить концепцию, желание и опыт для сохранения архитектурных памятников

Более того, наш фестиваль отчасти подвиг министерства и ведомства на изменения в законодательстве, для широкого привлечения волонтеров не только к «дай пятеру», но и к реальному восстановлению городского среды.

Об этом уже писалось неоднократно, но главная проблема ТСФ — это его масштаб. В Самаре всего несколько десятков деревянных памятников, несколько сотен домов средовой застройки, но фестивалю понадобится целый век, чтобы спасти весь город.

И сегодня, после принятия концепции, наступает момент, когда для сохранения деревянного наследия нужен качественный рывок. Просто, чтобы успеть сохранить хотя бы куски средовой самарской застройки XIX века — самое ценное, что у нас есть.

Сможет ли Самара соединить концепцию, желание и опыт для сохранения архитектурных памятников

И для этого нужно не просто объединять усилия, но и учиться. Это, пожалуй, главное. Тем более что и учителя есть. Заинтересованные в успехе учеников. Например, можно было бы пригласить Никиту Кирсанова — председателя комитета по сохранению исторического наследия департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска. Он хорошо знает про то, как спасать деревянные дома и как сделать работающей схему «памятник за рубль».

Но только это должен быть не частный интерес самарских активистов и не участие в очередном урбанистическом форуме, а настоящий и качественный ликбез. Есть концепция, есть памятники, есть желание и опыт. Сможет ли Самара соединить все это вместе? Вопрос не праздный.

[vrezka color=»#ffffff» bgcolor=»#4e8362″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]

Ожидаемые результаты реализации «Концепции по сохранению памятников деревянного зодчества» до 2025 года

1. Будет обеспечена сохранность 87 особо ценных памятников деревянного зодчества (ПДЗ) и 813 ПДЗ из группы риска (то есть тех памятников, которые сейчас находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии). При том, что на учете стоят 8 889 ПДЗ.

2. Подготовлена единая номинация кластерного типа «Шедевры деревянного зодчества России» для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая охватила бы не менее 25 ПДЗ из группы особо ценных.

3. Повышена пожарная безопасность 60% всех ПДЗ.

4. Более 90% ПДЗ включено в культурный оборот, и более 60% ПДЗ включено в хозяйственный оборот.

5. Реализована программа всесторонней презентации ПДЗ, подготовлен ряд востребованных туристских продуктов, в котором задействованы памятники деревянного зодчества.[/vrezka]


Почему, уничтожив дома-памятники деревянного зодчества, самарцы потеряют свою уникальность


 

Читайте также:

Новости

В Самаре газовикам выдали предупреждение о необходимости пересмотреть расценки на ВДГО и ВКГО

В среду, 17 апреля, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров провел совещание по вопросу расценок на услуги по обслуживанию внутридомового и […]

Новости

В Самаре может появиться «школа будущих космонавтов»

В среду, 17 апреля, губернатор Дмитрий Азаров провел заседание Совета ветеранских организаций Самарской области. На встрече обсуждались вопросы подготовки к празднованию 79 […]

Новости

Пятиборец из Самары выиграл всероссийский «Турнир сильнейших»

Самарский пятиборец Кирилл Мануйло победил во всероссийском «Турнире сильнейших» среди мужчин, который проходил 15 апреля в Москве. После этапов плавания […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации