Как строили набережную в Самаре. Часть третья

07.01.2020

417

Автор: Татьяна Гриднева

Как строили набережную в Самаре. Часть третья

Тот, кто хоть раз совершал плавание на теплоходе от Астрахани до Москвы, мог убедиться: лучше самарской набережной нет.

Все годы, пока существует наш город, его жители понемногу обживали и благоустраивали берег Волги. И постепенно из рабочей зоны с пристанями, амбарами и рынками, на которых торговали рыбой и прочим перевезенным по матушке-Волге товаром, она становилась местом прогулок и отдыха.


Как строили набережную в Самаре. Часть вторая


Пальмы в Куйбышеве

Строительство набережной возобновили под руководством архитектора Николая Подовинникова. С группой коллег он занимался проектированием и благоустройством берега Волги с 1953 по 1958 год. Архитектор удачно использовал особенности рельефа местности. Иногда он сознательно уменьшал высоту подпорной стенки и увеличивал разницу высот террас набережной, чтобы добиться наилучшего эффекта. Однако постановление Политбюро «О борьбе с излишествами в архитектуре и строительстве» 1956 года нарушило первоначальный замысел автора: в частности, пришлось отказаться от парадных деталей на Красноармейском спуске.

И все же этот участок с широкой и торжественной лестницей стал центральным на обустроенной Подовинниковым первой очереди набережной. Между Некрасовским и Вилоновским спусками была возведена подпорная железобетонная стена протяженностью 1 350 метров, облицованная серым уральским гранитным камнем. Гранит использовали также при строительстве лестниц, малых архитектурных форм, что говорит о том внимании, которое власти проявляли к эстетике сооружения. С этой же целью на набережной установили бетонные скульптуры, соответствующие вкусам того времени. В 1956 — 1957 годах на первой очереди высадили сотни деревьев. На открытках 50-х годов можно видеть даже стройные ряды пальм вдоль проезжей части. К сожалению, наш суровый климат не позволил им долго радовать жителей города.

Мы подходили к Самаре со стороны Новокуйбышевска. И вот из-за бугра, в солнечный день, я вдруг увидел свечение куполов, такое ясное, что бросалось в глаза. Церквей было столько! И на самом берегу, и дальше, и как главный запевала — Кафедральный собор. Когда я все это увидел, настолько это для меня оказалось ново и необычно — ведь я никогда в таком городе не был, что у меня само собой вырвалось: «Мама, смотри какая красота! Я никогда в жизни не уеду из этого города!» Николай Подовинников, бывший главный архитектор города Куйбышева

Борьба с излишествами

А вскоре архитекторы принялись за улицу Пристанскую. Сейчас на карте Самары ее уже нет. Старую улицу переименовали в Волжский проспект еще во время благоустройства второй очереди набережной, от ГРЭС до завода «Кинап».

Украшением новой магистрали стала гостиница «Волга», сданная в эксплуатацию в 1963 году. При ее возведении к главному архитектору города Подовинникову подключился молодой специалист Ваган Каркарьян. Впоследствии он рассказывал друзьям о том, как много им пришлось натерпеться от местных чиновников, рьяно боровшихся с «излишествами».

Особо сложно пришлось Вагану Гайковичу при проектировании летнего кафе «Золотая рыбка». Вначале велели убрать фонтан, потом приказали возводить двухэтажное кафе из стандартных бетоноконструкций, затем заявили, что нечего выпендриваться с названием и сменили его на скромное «Отдых».

На счастье архитектора, город посетил председатель Совета Министров СССР Дмитрий Полянский. Он устроил местным властям разнос и за убогий интерьер гостиницы «Волга», и за мелочную экономию на благоустройстве недавно отстроенной очереди набережной. В результате Каркарьяну все-таки удалось отстоять фонтан. Ободренный успехом архитектор не на шутку разошелся. Он вместе с другими проектировщиками настоял на том, чтобы набережную украсили не по старинке — фигурами пловцов и девушек с веслом, а настоящими произведениями искусства. Скульптуры современных авторов были закуплены на выставке в московском Манеже. Построенную молодыми архитекторами набережную народ сразу стал называть Новой. А у десятиклассников появилась традиция гулять там после выпускного бала.

Как строили набережную в Самаре. Часть третья

И снова режим экономии

Третья очередь набережной непосредственно продолжает первую, она простирается от улицы Некрасовской до Речного вокзала. Ее начали проектировать после сноса старого деревянного речного вокзала и ввода в эксплуатацию в 1973 году нового. На этом участке подпорная стенка из известняка уже была сооружена в начале прошлого века. Требовалось лишь создать зеленый бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм. Над проектом работал архитектор Михаил Труфанов. Однако местные власти опять включили режим экономии. Проект не был осуществлен в полной мере: пришлось отказаться от строительства полукруглой ротонды у центрального спуска к Волге, упростить фонтанную композицию. Вместо четырех фонтанов сделали один большой, нарушающий центральную ось площади.

Как строили набережную в Самаре. Часть третья

Октябрьская набережная

Четвертая очередь набережной была открыта в 1986 году. Она получила название по имени городского района — Октябрьская. Небольшая по протяженности — от бывшего завода «Кинап» (улица Осипенко) до Силикатного оврага, в планировочном отношении эта очередь отличается от предыдущих, так как располагается на крутом склоне. Поэтому при ее строительстве возвели несколько террас.

Главным акцентом четвертой очереди набережной стала стела в виде ладьи с большим парусом. Она была установлена в 1986 году к 400-летию Самары. Конкурс на ее проектирование выиграли архитекторы Игорь Галахов и Анатолий Янкин.

Благодаря монументу эта часть набережной приобрела еще одно, народное, название — «У Ладьи». Перед мундиалем скульптурную композицию обновили, как и всю четвертую очередь. А еще недавно над этой частью набережной вознесся новый Софийский собор. Должно быть, видя эту картину, один из главных строителей самарских набережных Николай Подовинников был бы доволен. Ведь именно встречу со златоглавой Самарой, в которой еще не начали сносить церкви, он считал своим самым ярким воспоминанием детства.

После окончания института в 1953 году по собственной просьбе был направлен в г. Куйбышев в контору «Горпроект». С бригадой проектировщиков города Куйбышева, Подовинниковым и Зобиной, познакомился в Москве, куда они приезжали на консультацию по проекту застройки прибрежного района города. Это знакомство во многом определило и мою судьбу. Получив должность в «Горпроекте» 30 сентября 1953 года, сразу же включился в работу по проектированию Прибрежного района, набережной первой очереди. Затем участвовал в проектировании второй очереди, а также 136-квартирного жилого дома с кинотеатром на 500 мест на улице Пристанской… Михаил Труфанов, архитектор

 

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации