19.03.2019
135 лет назад был отпечатан первый номер «Самарской газеты». В 2019 году исполняется 150 лет со дня рождения государственного и общественного деятеля Надежды Крупской. В честь этих дат наше издание совместно с Центральной городской библиотекой имени Крупской проводит проект «Над номером работали». Мы будем размещать материалы, посвященные нашим выдающимся соотечественникам XIX-XX веков — писателям, общественным деятелям, журналистам, которые публиковались в «Самарской газете» или сотрудничали с изданием. Часть проекта — викторина, посвященная этим людям. Принять участие в ней могут все желающие.
[vrezka color=»#ffffff» bgcolor=»#800000″ image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]
Викторина разделена на два этапа. В первом надо ответить на вопросы, размещенные вместе со статьями проекта с 26 февраля по 9 апреля 2019 года. Второй этап — финальная игра (для тех, кто принял участие в первом этапе), информация о дате и месте проведения которой будет опубликована 9 апреля. Ответы на вопросы-задания первого этапа викторины нужно отсылать на электронную почту [email protected] до 10 апреля 2019 года включительно. За каждый правильный ответ участник получает по одному баллу. При отправке ответов необходимо указывать имя и фамилию участника.
До 30 апреля состоятся подведение итогов и награждение победителей проекта. Баллы, полученные на первом этапе викторины, суммируются с результатами финальной игры. Трое участников, набравших наибольшее количество баллов по результатам двух этапов, получат сувениры от организаторов и партнеров.
Одним из самых известных русских литераторов, сотрудничавших с «Самарской газетой», был Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Инженер-путеец настолько серьезно отдавался творчеству, что присоединил свой псевдоним, Гарин, к доставшейся от предков фамилии.
Еще одной его страстью были путешествия. Он не только исколесил страну, строя железные дороги, но и участвовал в первой российской экспедиции в Корею и в «кругосветке».
Человек необычайно острого ума, широкого образования, Гарин-Михайловский думал о благе народа, пройдя путь от народника до марксиста, которым стал под влиянием Максима Горького. Николай Георгиевич будет в 1896 году одним из основателей первого в России марксистского журнала «Самарский вестник». В конце жизни Гарин-Михайловский и вовсе был признан политически неблагонадежным, лишившись положенных ему по заслугам привилегий и наград. Он окунулся с головой в издательскую деятельность. И даже умер «на скаку» — во время заседания редакции марксистского журнала «Вестник жизни».
Автобиографическая серия Гарина-Михайловского «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» — настольные книги российского юношества. Появления его рассказов и очерков на страницах газет с нетерпением ожидали читатели. Своим его считали и в «Самарской газете». Воспоминания об этом необыкновенном человеке оставили и Горький, и поэт Скиталец. Оба — сотрудники «СГ».
В нашем городе вообще хорошо знали Николая Георгиевича и его семью. Ведь больше 20 лет его жизни связано с Самарским краем. Хотя родился он в Санкт-Петербурге, 20 февраля 1852 года. Отец был военным, близким другом царской семьи. Николай I стал крестным отцом маленького Михайловского. Николай Георгиевич окончил институт путей сообщения. Проявил себя как талантливый инженер, работая на строительстве крупных железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали.
В 1882 году, увлекшись народничеством, Гарин-Михайловский с семьей приезжает в Самарскую губернию. Он поселился вместе с женой и двумя детьми в Бугурусланском уезде, купил усадьбу близ небольшой деревеньки Гундоровка (ныне Сергиевский район). Супруги Михайловские надеялись поднять благосостояние местных крестьян: научить их грамотно обрабатывать землю и повысить общий уровень культуры. Поначалу многое удалось, в том числе открыть сельскую школу, которой руководила супруга инженера Надежда Михайловская, урожденная Чарыкова.
Однако крестьянская община саботировала нововведения в области земледелия, а разбогатевшая верхушка сельского общества, увидев в народниках угрозу своему авторитету и своим коммерческим интересам, и вовсе подговорила односельчан сжечь хозяйские мельницу, молотилку и полный зерна амбар. Сегодня просвещенные потомки тех самых крестьян назвали именем Гарина-Михайловского улицу в поселке Серноводск, а в марте 2013 года в поселке Сургут была открыта мемориальная доска в честь Николая Георгиевича, основателя этого поселения.
Историю своего неудачного социально-экономического эксперимента в Гундоровке Михайловский изложил в документальной повести «Несколько лет в деревне».
Наняв в имение управляющего, Михайловский в мае 1886 года поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему сразу же доверили строительство участка в Уфимской губернии, с которого впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.
А затем Михайловский вновь оказывается в Самаре и в основном живет в ней все 1890-е годы и начало 1900-х. Он занимается изыскательскими работами, связанными со строительством железных дорог в Поволжье. Одновременно начинает писать повесть «Детство Темы», которая вышла в свет в 1892-м и стала его пропуском в большую литературу. В следующем году появилось продолжение — повесть «Гимназисты». В 1895-м — «Студенты». Над четвертой повестью этого цикла, «Инженеры», Михайловский работал с 1898 года до конца своих дней.
Самое непосредственное отношение к Самаре имеют сборник рассказов «Деревенские панорамы» и повесть «В сутолоке провинциальной жизни». В последней Гарин-Михайловский описывает местный «бомонд»: и гуляку графа Николая Толстого, отца будущего писателя, и поддерживающих его кандидатуру на выборах в дворянское собрание разорившихся прихлебателей, и журналистов, и политических ссыльных, собиравшихся в тесной квартирке общественного деятеля Якова Тейтеля. Имена изменены, но действующие лица описаны настолько точно, что каждый, кто мало-мальски знаком с историей Самары, узнает их.
Максим Горький вспоминал, что познакомился с Гариным именно у Тейтеля.
Он был ростом ниже меня, и я хорошо видел его тонкое лицо, украшенное холеной бородкой, красивый лоб под седоватыми волосами и удивительно молодые глаза; смотрели они не совсем понятно, как будто ласково, но в то же время вызывающе, задорно. — Вам не нравится, как я говорю? — спросил он и, точно утверждая свое право говорить неприятности мне, назвал себя: «Я — Гарин. Читали что- нибудь?» из воспоминаний Максима Горького
Гарин-Михайловский время от времени печатал в «СГ» небольшие рассказы. По словам Алексея Максимовича, рассказывал он гораздо лучше, чем писал. Да и времени у него на литературное творчество особо не было — писал он на ходу, в поездах, на клочках афиш и чертежей.
Однажды Гарин-Михайловский рассказал о смерти на перроне самарского вокзала нищего чахоточного молодого еврея Либермана, который самостоятельно открыл дифференциальное исчисление и только потом узнал о том, что оно уже открыто до него. Его сердце не вынесло такого разочарования. Все в редакции были поражены услышанным и упрашивали инженера записать эту историю. Но он уезжал на Урал. И все же начал отправлять по дороге отрывки рассказа в редакцию «СГ» в виде телеграмм.
Они писали для "Самарской газеты"
Они писали для "Самарской газеты"
Они писали для "Самарской газеты"
Комментарии
0 комментариев