20.01.2019
202
В семье Иевлевых хранят уникальные старинные почтовые открытки. Продолжаем рассказывать об этой необычной коллекции.
С золотым обрезом
Невозможно описать разнообразие дореволюционных почтовых карточек. В каталогах издательств того времени можно увидеть перечисление множества видов открыток. «Рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Для России открытки стали практически особым видом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Так что бережно хранящееся в семье самарцев Иевлевых собрание российских иллюстрированных почтовых открыток не исключение, а скорее правило.
Дореволюционные открытки часто отражали обычай славления Христа в день его Рождества. Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась с Вифлеемской звездой. Самые душевные пожелания и теплые рисунки — с наряженной елкой, подарками, семейными застольями и веселящимися детьми — были изображены именно на рождественских открытках. Новый год был поводом подумать о будущем и пожелать родственникам, друзьям удачи в личной жизни и карьере.
Жди меня
А когда началась Первая мировая, то появились рождественские карточки с изображением тоскующих по дому фронтовиков. Не много таких «открытых писем» сохранилось. У Иевлевых в альбоме есть карточка, на которой солдат в зимней униформе — папахе и теплой шинели с винтовкой Мосина в руках — задумчиво поднимает глаза к небу. А сверху, раздвигая ветви рождественской ели, на него смотрит женщина. Она любит и ждет его.
Удивительный набор новогодних открыток столетней давности отыскали исследователи боевого пути Русского экспедиционного корпуса во Франции и Греции. Это зарисовки быта солдат, унтер-офицеров и офицеров 1-й и 3-й особых пехотных бригад, прибывших в течение 1916 года на Западный фронт, в район Шампань-Арденны. Художник Марселли изобразил обедающих в окопе бойцов, дружески беседующих русского и французского воинов, развернувших гармошку на привале российских чудо-богатырей. Видимо, по настоянию увидевших эти замечательные картинки членов экспедиционного корпуса изображения снабдили русской надписью: «С Новым 1917 годом!». Причем на некоторых рисунках остались примечания художника на французском языке. Отправленные в Россию, они должны были успокоить домашних, показать, что их близкие не бедствуют на чужой земле.
[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9х14 см). У нас считалось недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.
Открытками стали заниматься и такие величины русского изобразительного искусства, как Николай Рерих, Иван Билибин, Константин Маковасов, Леонид Бакст, Александр Бенц и многие другие. Они рисовали русские тройки, снежные зимы, заметенные пургой деревеньки, реки, скованные льдом, купола храмов.[/box]
Репродукции полотен и виды городов
После Октябрьской революции попали в немилость сначала Рождество, а затем и Новый год. Тематические открытки упразднили как «буржуазный пережиток». Слова «С Рождеством и Новым годом» исчезли из лексики печатных изданий. Мало кто хранил опальные дореволюционные открытки подобно потомкам Иевлевых.
В 20-е годы вовсе прекратили выпуск всех новогодних карточек. Однако люди не растерялись и стали посылать поздравления на открытках с репродукциями полотен художников и видами городов.
Вновь желанны
«Открыточный» опыт Первой мировой был взят на вооружение в годы Великой Отечественной. Вместо треугольников солдатских писем вдруг появились конверты. Из такой же серой бумаги, но с рисунком, изображающим солдата или членов ожидающей его дома семьи, и двумя надписями: «С Новым годом!» и «Смерть фашистским оккупантам!».
В декабре 1944 года в страну хлынул поток великолепных европейских новогодних открыток. Солдаты и офицеры посылали их родным из освобожденных от фашизма стран Европы. В Москве решили противопоставить этому что-то свое. Так возобновилось печатание поздравительных открыток. На них изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля. Бумага, на которой открытки печатались, была тонкой, краски — блеклыми, но люди радовались и этому. Вскоре на них появились Дед Мороз и Снегурочка.
А в 60-е и 70-е годы отечественные поздравительные открытки по своему качеству приблизились к дореволюционному уровню. На новогодних открытых письмах изображается Дед Мороз. Но не только едущий в санях, но и спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле. Есть и спортивный Дед — лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей. Открытки прославляют советский образ жизни и достижения отечественной науки и техники. К созданию карточек вновь привлекают ведущих художников-графиков. Часто их фамилии или подпись помещают на лицевой стороне, прямо под рисунком. И вновь такие открытки становятся желанной добычей любого филокартиста.
Потомки самарских купцов собрали коллекцию уникальных открыток
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев