Потомки самарских купцов собрали коллекцию уникальных открыток. Продолжение

В семье Иевлевых хранят уникальные старинные почтовые открытки. Продолжаем рассказывать об этой необычной коллекции.

С золотым обрезом

Невозможно описать разнообразие дореволюционных почтовых карточек. В каталогах издательств того времени можно увидеть перечисление множества видов открыток. «Рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромосеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Для России открытки стали практически особым видом искусства. Ими украшали интерьер, их вставляли в специальные альбомы. Так что бережно хранящееся в семье самарцев Иевлевых собрание российских иллюстрированных почтовых открыток не исключение, а скорее правило.

Дореволюционные открытки часто отражали обычай славления Христа в день его Рождества. Обычно этим занимались дети, ходившие по улицам и домам с вертепом или звездой, которая ассоциировалась с Вифлеемской звездой. Самые душевные пожелания и теплые рисунки — с наряженной елкой, подарками, семейными застольями и веселящимися детьми — были изображены именно на рождественских открытках. Новый год был поводом подумать о будущем и пожелать родственникам, друзьям удачи в личной жизни и карьере.

Жди меня

А когда началась Первая мировая, то появились рождественские карточки с изображением тоскующих по дому фронтовиков. Не много таких «открытых писем» сохранилось. У Иевлевых в альбоме есть карточка, на которой солдат в зимней униформе — папахе и теплой шинели с винтовкой Мосина в руках — задумчиво поднимает глаза к небу. А сверху, раздвигая ветви рождественской ели, на него смотрит женщина. Она любит и ждет его.

Удивительный набор новогодних открыток столетней давности отыскали исследователи боевого пути Русского экспедиционного корпуса во Франции и Греции. Это зарисовки быта солдат, унтер-офицеров и офицеров 1-й и 3-й особых пехотных бригад, прибывших в течение 1916 года на Западный фронт, в район Шампань-Арденны. Художник Марселли изобразил обедающих в окопе бойцов, дружески беседующих русского и французского воинов, развернувших гармошку на привале российских чудо-богатырей. Видимо, по настоянию увидевших эти замечательные картинки членов экспедиционного корпуса изображения снабдили русской надписью: «С Новым 1917 годом!». Причем на некоторых рисунках остались примечания художника на французском языке. Отправленные в Россию, они должны были успокоить домашних, показать, что их близкие не бедствуют на чужой земле.

Из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9х14 см). У нас считалось недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.

Открытками стали заниматься и такие величины русского изобразительного искусства, как Николай Рерих, Иван Билибин, Константин Маковасов, Леонид Бакст, Александр Бенц и многие другие. Они рисовали русские тройки, снежные зимы, заметенные пургой деревеньки, реки, скованные льдом, купола храмов.

Репродукции полотен и виды городов

После Октябрьской революции попали в немилость сначала Рождество, а затем и Новый год. Тематические открытки упразднили как «буржуазный пережиток». Слова «С Рождеством и Новым годом» исчезли из лексики печатных изданий. Мало кто хранил опальные дореволюционные открытки подобно потомкам Иевлевых.

 

 

 

 

 

 

В 20-е годы вовсе прекратили выпуск всех новогодних карточек. Однако люди не растерялись и стали посылать поздравления на открытках с репродукциями полотен художников и видами городов.

Вновь желанны

«Открыточный» опыт Первой мировой был взят на вооружение в годы Великой Отечественной. Вместо треугольников солдатских писем вдруг появились конверты. Из такой же серой бумаги, но с рисунком, изображающим солдата или членов ожидающей его дома семьи, и двумя надписями: «С Новым годом!» и «Смерть фашистским оккупантам!».

В декабре 1944 года в страну хлынул поток великолепных европейских новогодних открыток. Солдаты и офицеры посылали их родным из освобожденных от фашизма стран Европы. В Москве решили противопоставить этому что-то свое. Так возобновилось печатание поздравительных открыток. На них изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля. Бумага, на которой открытки печатались, была тонкой, краски — блеклыми, но люди радовались и этому. Вскоре на них появились Дед Мороз и Снегурочка.

 

 

 

 

 

 

А в 60-е и 70-е годы отечественные поздравительные открытки по своему качеству приблизились к дореволюционному уровню. На новогодних открытых письмах изображается Дед Мороз. Но не только едущий в санях, но и спешащий к нам на всех видах транспорта, в том числе и на космическом корабле. Есть и спортивный Дед — лихо бегущий на лыжах или играющий в хоккей. Открытки прославляют советский образ жизни и достижения отечественной науки и техники. К созданию карточек вновь привлекают ведущих художников-графиков. Часто их фамилии или подпись помещают на лицевой стороне, прямо под рисунком. И вновь такие открытки становятся желанной добычей любого филокартиста.

Потомки самарских купцов собрали коллекцию уникальных открыток

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close