Солист и балетмейстер-постановщик Мариинского театра Юрий Смекалов о спектакле «Три маски короля»

15.01.2019

95

Автор: Маргарита Петрова

Солист и балетмейстер-постановщик Мариинского театра Юрий Смекалов о спектакле «Три маски короля»

В феврале в Самарском академическом театре оперы и балета состоится премьера уникального спектакля.

Балет с оригинальными либретто и музыкой впервые будет показан именно в нашем городе. Кроме того, это первый меценатский проект в самарском оперном. Солист и балетмейстер-постановщик Мариинского театра Юрий Смекалов рассказал «СГ» о спектакле «Три маски короля».

— Как возникла идея проекта?

— Руководитель петербургской строительной организации Вячеслав Заренков имеет театр «Килизэ» для реализации собственных творческих проектов. Пишет рассказы, романы, уже создал несколько либретто. Довольно давно он написал сказку «Три маски короля», а композитор Михаил Крылов — музыку к ней. Эта команда приглашала меня к сотрудничеству, но в силу занятости не получалось. И вот наконец все сошлось.

Моим условием было, что я смогу вносить правки в литературный и музыкальный материал. Либретто мы немного изменили. Сказка превратилась в философскую притчу. Это история и для взрослых, и для детей. Зрители разных возрастов смогут увидеть в ней свои смыслы. Музыку тоже меняем, усложняем, делаем более современной. В звучание оркестра вводим звуковые шумы и саунд-дизайн. Некоторыми номерами дирижер будет управлять под клик. Наушник с метрономом поможет ему точно в ритм давать команды оркестру, чтобы попадать в шумовые эффекты. Придуманный нашим саунд-дизайнером Владом Жуковым шум будет совмещен с партитурой. Мне кажется, это будет интересно самарскому зрителю.

— Расскажите о сюжете спектакля.

— Действие происходит в несуществующей стране придуманного мира. Это антиутопия, сочетающая признаки различных эпох. Король носит маску, как и все. Они понимают, что быть открытым и искренним важно, но продолжают скрывать лицо.

В суть этой истории я бы хотел вложить различные ассоциативные мысли и впечатления. Каждый может увидеть в ней свое. Есть и сюжет — любовный треугольник. Король влюбляется, мечтает освободиться от маски. Министр хочет забрать у него власть. Но по сути все это происходит в голове у одного человека. На сцене — олицетворение внутренней борьбы добра со злом, которые есть в каждом из нас. Мы все носим маски: профессии, характера, социального статуса и другие.

Жанр постановки — притча, поскольку в ней есть нравоучение: от масок необходимо избавляться. В конце герой узнает, к чему может привести полная открытость. Это философское рассуждение о сути человеческого поведения в придуманном мире.

Определить точно место и время действия невозможно. На сцене сочетаются признаки античности, средневековья, современности. Основная мысль: человек не меняется. Трансформируются только форма существования, внешний вид, уровень материального благополучия. Суть поведения и страстей остается неизменной на протяжении всего времени развития цивилизации.

— Как родилась идея сценографии?

— Мы летели на первую встречу с генеральным директором Самарского театра оперы и балета Натальей Глуховой, руководителем балетной труппы Юрием Бурлакой и дирижером-постановщиком Евгением Хохловым. Никаких эскизов у нас еще не было, только мое впечатление о том, как должен выглядеть спектакль. Пока самолет взлетал, я минут на 15 задремал и во сне увидел декорации. Как только мы прибыли на место, я рассказал о них художнику-постановщику Вячеславу Окуневу. Спросил, можно ли это воплотить, чтобы было интересно, зрелищно и удобно с точки зрения технологии. Он сказал, что подумает. Уже через месяц, на основе «сонного технического задания» Слава нарисовал мне первые эскизы, которые всех очень впечатлили. Сейчас продолжаем создавать образ спектакля, обсуждаем костюмы, декорации.

Солист и балетмейстер-постановщик Мариинского театра Юрий Смекалов о спектакле «Три маски короля»

— А как они выглядят?

— Огромная античная маска-трансформер, которая может разъезжаться на части. Переворачиваясь, она будет формировать пространство дворца, спальню короля, кабинет министра. Глаза — это окна. У них есть станки как балконы, на которых можно останавливаться. Маска сделана таким образом, что на нее легко сделать видео-мэппинг. Таким образом она будет оживать: плакать, смеяться, принимать облик воина, троиться. В макете все это смотрится объемно и интересно с точки зрения сюжета.

— Как вам работается с самарской труппой?

— Мне очень нравится. С приходом Юрия Петровича Бурлаки многое изменилось в отношении к работе. Трудятся ребята по полной. Немногие столичные театры выпускают премьеру за премьерой. Артисты мотивированы, полны энтузиазма. С современной хореографией они не сталкивались. Я стараюсь рассказать им про основы контемпорари, партнеринга, в то же время мы используем и неоклассический стиль и пальцевую технику — успеваем проводить мастер-классы, ищем образность. Важно, что и самарский зритель познакомится с этим направлением балета. Здесь нужен баланс — спектакль не станет излишне концептуальным и слишком сложным. Публике должно быть интересно.

Читайте также:

Комментарии

1 комментарий

Елена

Только пришла с премьеры. Шикарная постановка! Под впечатлением от хореографии и декораций. Все было здорово, музыка шикарная, спецэффекты. Браво!

15.02.2019 в 22:15

Комментарий появится после модерации