Как бывший семинарист создал народный хор. Часть 2

09.12.2018

123

Автор: Татьяна Гриднева

Как бывший семинарист создал народный хор. Часть 2

Созданный им в начале 50-х годов коллектив пользуется заслуженной популярностью и сейчас — как в нашей стране, так и за рубежом. Свидетельство тому — недавнее участие хора в Фестивале великих рек в Китае, на котором он представлял искусство не только Поволжья, но и всей России. Каким был легендарный хормейстер? Как он работал с талантами из народа? Как создавал уникальный репертуар, который лежит в основе всех выступлений хора и сейчас? Попробуем разобраться.
Вся палитра голосов

В начале 60-х годов в СССР уже существовало несколько народных хоров. Например, Воронежский. Однако Волжский хор был создан на совершенно другой творческой основе. В его состав Милославов ввел всю палитру голосов — от высоких сопрано до низких басов и даже октавистов, что позволяло исполнять не только народные песни, но и классическую хоровую музыку. В основу структуры была положена темброво-регистровая система, подробно описанная в книге виднейшего русского деятеля искусства Павла Чеснокова «Хор и управление им». Чесноков, как и Милославов, по образованию был регентом церковного хора.

— Милославов создал народный хор, обладающий мощью звучания хора церковного, — поясняет ветеран Волжского народного хора Юрий Степанов. И у этого его новшества были противники как среди духовенства, так и среди собратьев-«народников». Представляете, насколько густым было звучание нашего хора — в нем было 60 певцов. Женская часть по тембру голоса разделялась аж на шесть групп. У нас пели даже сопрано. А в Воронеже было всего три женские группы. Сегодня вы уже не услышите звука первоначального хора, созданного Милославовым. И не из-за мастерства нынешних хористов, оно на высоте. А из-за того, что численность коллектива сократилась наполовину.

Юрий Викторович вспоминает, как отбирали певцов. Так же, как настройщик подбирает новые трубочки в орган. Принимали только тех, чей голос идеально вписывался в какую-то из групп. Старожилы рассказывали, что прослушивание проходила даже Шура Стрельченко. И ей отказали.

Сам коренной волжанин, Петр Михайлович понимал и отстаивал народную неповторимость полифонического узора, органическую связанность песенного стиля с обычаями и традициями нашего края.

Самородки из народа

По инициативе Милославова была организована специальная фольклорная группа под руководством композитора Григория Пономаренко. Ее участники выезжали в экспедиции по Самарской области, записывали народные песни, искали самородков. Однажды в селе Владимировка им несказанно повезло:
они встретились с хранительницей народного творчества Марфой Афиногеновой, а ее дочка стала одной из солисток хора.

— Бабушка напела Пономаренко много песен, — вспоминает внучка Марфы Татьяна Мещанкина, — некоторые он обработал. И даже в наши дни Волжский хор исполняет песню моей бабушки «Селезень». У нее был прекрасный голос. Ее талант передался моей маме. Когда Милославов начал набирать по селам самородков, маму взяли сразу, с первого тура.

Судьба красавицы Марины Афиногеновой, одной из первых артисток хора, была непростой. Родившаяся в 1923 году, она в 18 лет пошла в армию. Ведь началась Великая Отечественная. Всю войну служила в железнодорожных войсках. А когда демобилизовалась, то вместе с еще одной подругой-певуньей и пареньком-баянистом стали обходить окрестные села, давая импровизированные концерты. В дождь -босиком. Баян на палку подвесят и — вперед с песнями! Таким образом и зарабатывали на хлеб.

В хоре по достоинству оценили не только голос волжской певицы из народа, но и ее поэтический дар. Григорий Пономаренко писал песни на стихи фронтовички Марины Афиногеновой.

Как бывший семинарист создал народный хор. Часть 2

Эх, Самара-городок!

— Ядром Волжского народного хора стали пришедшие из Воронежского коллектива Владимир Ефимов, Михаил Чернышов, преемник Милославова Михаил Чумаков, — рассказывает Степанов. Были и собственные композиторы — Пономаренко, Векшин, Савельев. И такие замечательные поэты, как Вениамин Бурыгин. И, конечно, все делалось под крылом Петра Михайловича Милославова. Уже оставив пост руководителя коллектива, он до конца жизни оставался главным консультантом хора.

Руководство народного коллектива работало и с местными авторами. Например, с композитором Виктором Завидовым из села Большая Глушица. В традицию вошла и аранжировка народных песен. Ведь многие из них не были законченными произведениями. Существовали разные их варианты. Некоторые песни и вовсе были собраны из нескольких осколков народного творчества.

— Например, хормейстер Владимир Ефимов создал попурри из волжских песен, которое известно сегодня как «Эх, Самарагородок», — рассказывает Юрий Степанов. На самом деле первоначально в нашем городе бытовала только та часть, которую он использовал в качестве припева. А куплеты были собраны из других песен волжан.

До сих пор в репертуаре хора сохранились народные песни в обработке Петра Милославова — «Есть на Волге утес», «Эй, ухнем!», «Вниз по матушке по Волге», «Ты взойди, солнце красное», «Ах ты, степь широкая», «Камушка» и многие другие. В них видна рука мастера, музыканта, бережно относившегося к народной культуре.

[author title=»Татьяна Мещанкина, БЫВШИЙ ДИРЕКТОР ДОМА КУЛЬТУРЫ СЕЛА СОСНОВЫЙ СОЛОНЕЦ:» image=»»]

— Моя мама певица Марина Афиногенова рассказывала, что Милославов был очень хорошим человеком, до фанатизма преданным своей работе. И, конечно, чрезвычайно одаренным музыкантом. Мама говорила, что ни в одном хоре не было столько разноголосья, как в Волжском. Сам Петр Михайлович был человеком неравнодушным, как мог всем помогал, вечно хлопотал о жилье для своих хористов[/author]

[author title=»Юрий Степанов, БЫВШИЙ БАЯНИСТ ВОЛЖСКОГО НАРОДНОГО ХОРА:» image=»»]

— Я проработал в хоре около сорока лет. Помню встречу с Милославовым, которая произошла, когда я только пришел в коллектив из армейского ансамбля. Он тогда был консультантом хора. Собрал нас и начал читать лекцию о том, в чем особенность этого коллектива и как нужно работать с народной песней. Мне тогда чуть за двадцать было. И я не особенно вникал в то, о чем нам рассказывал этот старичок в больших очках. Но со временем пришло осознание правоты каждого его слова. И сейчас я повторяю их, работая консультантом самодеятельного коллектива «Русская песня». [/author]


Как бывший семинарист создал Волжский народный хор. Часть 1


Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации