Как в Самарской области строят самолеты-амфибии

21.11.2018

136

Автор: Ирина Шабалина

Фотограф: Екатерина Елизарова

Как в Самарской области строят самолеты-амфибии

Мы рассказывали об арктическом перелете трех легкомоторных самолетов

Пилоты пересекли границы России, США, Канады, Гренландии, Фарерских островов, Норвегии, Швеции, Финляндии и пролетели над водами трех океанов — Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого.

Сделали это они на небольшие двух- и восьмиместные воздушные суда, которые собрали в Самарской области в научно-производственном объединении «АэроВолга». Идея арктического перелета самарцам же и принадлежит. Осуществили они замысел минувшим летом, преодолев за 43 дня 20 826 километров.

Мы отправились в Красноярский район, на площадку, где размещена производственная база предприятия. Она включает в себя конструкторское бюро, несколько цехов, вспомогательных помещений и, само собой, аэродром, где готовые амфибии «учатся» летать.

Полный цикл

На предприятии сейчас трудятся около 90 человек. Вместе с председателем совета директоров Сергеем Алафиновым и главным конструктором Дмитрием Суслаковым идем по всей производственной цепочке. Это полный цикл создания планеров и общей сборки амфибий (силовые установки и навигационное оборудование закупают у специализированных производителей). Есть своя служба логистики, служба поддержания летной годности готовых судов, то есть сервисного обеспечения. Вроде бы маленькие самолетики здесь рождаются, а быть должно все, полный комплекс производства и обслуживания. Причем высокотехнологичного.

Налажено серийное производство легкомоторного ЛА-8 и двухместного малыша Borey. И тот, и другой доставляют людей и грузы в районы, где нет аэродромов с твердым покрытием или же садиться можно только на воду. Но даже выход в серию не сворачивает конструкторских работ. Потому что меняются технологии, комплектующие, а для этого требуется новая документация. Плюс к этому идут перспективные разработки. Конструкторы здесь — универсалы. Знают технический английский, поскольку сертификация в разных странах неодинакова. Причем на предприятии есть непреложное правило: инженер-конструктор сначала три месяца отрабатывает в цехах, чтобы понять, прочувствовать весь цикл производства.

— В конструкторское бюро берем молодых специалистов с дипломами известных вузов или же сами доводим студентов до диплома, самые толковые остаются у нас. Не только перспективных ребят, но и девчат берем с удовольствием, поскольку у них все нормально и с интуицией, и с пространственным воображением, — говорит Суслаков.

[tie_slideshow]

[tie_slide] Как в Самарской области строят самолеты-амфибии [/tie_slide]

[tie_slide]

Как в Самарской области строят самолеты-амфибии

[/tie_slide]

[tie_slide]

Как в Самарской области строят самолеты-амфибии

[/tie_slide]

[tie_slide]

Как в Самарской области строят самолеты-амфибии

[/tie_slide]

[tie_slide] Как в Самарской области строят самолеты-амфибии [/tie_slide]

[/tie_slideshow]

Первым делом — композиты

Механический участок. Здесь идет изготовление, сварка необходимой оснастки. Кстати, сейчас найти опытных станочников — проблема. Но предприятие находит специалистов и помогает в дополнительном обучении, повышении квалификации. Рядом — участок покраски деталей. Но сначала эти детали надо «склеить». Каким образом? Ответ ищем в цехе изготовления частей планера, куда отправляемся вместе с заместителем директора предприятия по контролю качества и поддержанию летной годности судов Алексеем Красновым.

По всей цеховой площадке установлены матрицы: под часть фюзеляжа «Borey», под правый фюзеляж ЛА-8, под другие элементы планеров. Корпуса легкомоторных амфибий изготавливаются не из металла, а из композитных материалов – стеклоткани с применением связующих на основе эпоксидной смолы. В матрицы укладывается стеклоткань, затем вручную набирается пенопласт с перфорированием, сверху тоже ляжет стеклоткань, связующие просочатся через отверстия в пенопласте, и в итоге получится легкая прочная трехслойная конструкция. Детали, испытывающие в полете наибольшие нагрузки, получат больше слоев стеклоткани. Пропитывание, 12-часовое высыхание идут при определенных температуре и влажности, все параметры строго регламентируются и записываются в рабочий журнал оценки качества. Каждая из готовых деталей промаркирована и получает отметку отдела технического контроля.

Готовые комплектующие, агрегаты приходят в сборочный цех. Здесь на стапелях сейчас в работе две амфибии «Borey» и две ЛА-8. Все – под конкретного заказчика. Один из ЛА-8 полностью собран и готов к тестовому предпродажному облету. Затем он отправится трудиться в одну из стран Азии, там наши амфибии уже оценили по достоинству.

Производство ЛА-8 длится 10 месяцев, амфибии «Borey» 2 месяца.

Как в Самарской области строят самолеты-амфибии

Тест с воздушными пируэтами

Из цехов выходим на летное поле. Бойкий малыш «Borey» — тот самый, который побывал в арктической экспедиции — сейчас будет играть роль новичка, готового к первому тестовому облету. С крыльев и стабилизатора счищен иней, севший за штурвал Дмитрий Суслаков проводит стандартную предполетную инспекцию, передает информацию о предстоящем полете в диспетчерскую службу Аэронавигации, прогревает двигатель, выруливает на 600-метровую взлетную полосу. Короткий разбег – и «Borey» взмыл в небо, начал показывать пируэты, позируя для фотокамеры.

Приземлялся, затем вновь поднимался над землей самолет, созданный самарскими специалистами, влюбленными в небо и технику. Они уже доказали, что наши легкомоторные амфибии надежны и нужны в самых разных условиях. И на жарких океанских островах, и в Арктике.

Читайте также:

Своими глазами

Как в Самаре делают тесты на коронавирус

В Самарской области количество учреждений, которые проводят тестирование на коронавирус, приближается к десятку.

Своими глазами

Своими глазами. Как работает секретный отдел Самарского госархива

10 марта архивисты страны отмечали свой профессиональный праздник.

Своими глазами

Своими глазами. Как работает типография

Для жителей мегаполисов уже стали привычными рекламные щиты, перетяги, баннеры, брендированные автомобили и флаги, крупные буквенные конструкции на городских улицах, […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации