От парикмахера до восставшего в лагере смерти. О судьбе самарского героя «Собибора». Часть 3

04.11.2018

44

Автор: Татьяна Гриднева

От парикмахера до восставшего в лагере смерти. О судьбе самарского героя «Собибора». Часть 3

Про соратника Александра Печерского, поднявшего 14 октября 1943 года восстание в концлагере «Собибор».

Встреча боевых друзей

Александр Печерский после войны беспокоился о судьбе тех, кто бежал вместе с ним из плена. Старался разыскать их следы. К сожалению, оказалось, что только 53 человека смогли выйти к своим. О том, что Ефим Литвиновский попал в партизанский отряд, Печерский узнал только из вышедшей после войны книги дважды Героя Советского Союза Алексея Федорова. Обрадовался: возможно, Ефим жив! И принялся разыскивать его через справочное бюро. Но Литвиновскому в Куйбышеве долго не давали постоянную прописку. Он должен был ее возобновлять каждые три месяца. Иногда пропускал положенный срок. И тогда вообще в списках не значился. Поэтому сначала Печерскому ответили, что Литвиновский выбыл в неизвестном направлении. Но боевой друг не прекращал поиски. И однажды вместе с женой Ольгой все-таки приехал в дом на Куйбышевской.

— Я прекрасно помню, как мои родители обрадовались гостям. Как долго разговаривали, вспоминали сам побег и своих друзей по лагерю, — рассказывает Ираида Левина. — Ольга Печерская была очень миловидной, приятной в общении женщиной. Позже я узнала, что это его вторая жена.

Они познакомились в подмосковном госпитале. За Печерским, который находился там на лечении, преданно ухаживала медсестра Оля Котова. Она буквально вытащила его с того света. Влюбилась. И Александр Аронович посчитал предательством не ответить на чувства девушки. Он взял ее с собой в родной Ростов-на-Дону, где оставалась его прежняя семья. Удивительно, но довоенная супруга поняла мужа.

Печерские еще не раз посещали своих куйбышевских друзей. Переписывались. Ираида Ефимовна хранит фотографию «Собибора» с надписью, сделанной рукой Александра Ароновича: «Лагерь смерти «Собибор». Курган из пепла и костей уничтоженных людей. Курган обнесен гранитными плитами. Снимок 1965 года».

У Ираиды Ефимовны много фото, сделанных во время встреч собиборцев. Пока участники тех событий были живы, они регулярно собирались вместе. Многие товарищи по лагерю приезжали в гости к Литвиновским. Всем им хватало места в небольшой комнате на Куйбышевской.

От парикмахера до восставшего в лагере смерти. О судьбе самарского героя «Собибора». Часть 3

Авторитет фронтовика

Кстати, в своей коммуналке Литвиновский пользовался огромным авторитетом. Несмотря на улыбчивость и доброжелательность, в нем ощущались твердый характер и необыкновенное умение разбираться в людях, позволившее ему когдато выжить в лагере и осуществить побег.

— Горожане в то время были очень наивными, — продолжает Ираида Ефимовна. — Помню, однажды в нашу коммуналку, дверь в которую никогда не запиралась, забрел здоровенный тип. Он молча заходил в каждую комнату, нагло осматривал ее, не говоря ни слова. Соседи же боялись его о чем-то спросить: вдруг уполномоченный какой-то или вовсе человек из «органов».

Так он и осматривался, пока дело не дошло до комнаты Литвиновских. Ефим Владимирович сразу почувствовал в незнакомце дурные намерения. Он набросился на урку, вывернул ему руки, протащил по коридору, спустил с лестницы и вышвырнул его из дома. Соседи были в шоке от действий, которых никто не ожидал от инвалида-парикмахера.

— Другой случай — это когда он спас одну из наших соседок, — вспоминает Ираида Левина. — Папа был уже в возрасте. Мы как раз отмечали серебряную свадьбу родителей. Народу в нашу комнату набилось огромное количество. И вдруг папа исчез. Кто-то пошутил про бегство «молодожена» из-под венца. Наконец он вернулся и, как ни в чем ни бывало, продолжал вести застолье.

Оказалось, что когда Ефим Владимирович выходил на кухню за очередной порцией закусок, то увидел пьяного соседа, стучащего в закрытую дверь своей комнаты и бормочущего что-то о своей сдуревшей вконец жене. Сердце подсказало фронтовику, что случилась беда. Он схватил на кухне топор и одним махом вскрыл дверь квартиры. Оказалось, жена пьяницы решила повеситься, ее удалось вынуть из петли буквально в последний момент. Еще несколько мгновений, и их дети стали бы сиротами.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Информация с сайта Фонда памяти Александра Печерского:

К сожалению, в послевоенные годы подвиг героев «Собибора» по разным причинам не получил должного признания ни в Советском Союзе, ни в Израиле, ни в Польше, на территории которой находился лагерь, ни в других странах. Только в 2011 году была создана международная инициативная группа. Координатором проекта выступил политолог Илья Васильев. Тогда же тема сохранения памяти о героизме собиборцев впервые вышла на межгосударственный уровень — Президент Российской Федерации Владимир Путин и министр информации и диаспоры государства Израиль (ныне спикер Кнессета) Юлий Эдельштейн договорились, что две страны будут вместе работать в этом направлении.[/box]

Семейные реликвии

Ираида Ефимовна бережно хранит награды отца: орден Славы III степени и медаль «За победу над Германией». Родители научили Ираиду Ефимовну оптимизму. И с мужем ей повезло. Юрий Левин — человек веселый, легкий, интеллигентный. Он известен среди самарских коллекционеров. С юности собирает старинные открытки, под которые в небольшой квартире пенсионеров отведен целый шкаф. Сын Владислав подарил им внука Максима. Ему 12 лет.

— Еще до того, как история героев «Собибора» получила широкий резонанс, внук постоянно расспрашивал меня о моем отце, заставлял вспоминать малейшие подробности его рассказов о войне, — рассказывает Ираида Ефимовна. — Надеюсь, что он вырастет таким же смелым и честным, как его дед. Ведь дети впитывают нравственную атмосферу семьи и у них воспитывается тот же взгляд на вещи, что и у взрослых. Я хорошо это знаю по себе.

От парикмахера до восставшего в лагере смерти. О судьбе самарского героя «Собибора». Часть 3

После выхода фильма «Собибор» на экраны Ираида Ефимовна написала на один из сайтов, посвященных кино. К ней сразу обратились из Фонда памяти Александра Печерского. Пригласили в Москву в Еврейский музей и Центр толерантности на Дни Холокоста. Там она стала свидетельницей визита Владимира Путина и Беньямина Нетаньяху. Лидеры двух государств почтили память узников фашистских лагерей.

Сейчас Фонд Печерского хочет установить на доме №44 на улице Куйбышева, где жил Ефим Литвиновский, мемориальную доску в его честь.


От парикмахера до восставшего в лагере смерти. Герой «Собибора» из Самары. Часть 1


От парикмахера до восставшего в лагере смерти. О судьбе самарского героя «Собибора». Часть 2

 

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации