Как сын репрессированного стал почетным авиастроителем. Часть 1

04.11.2018

139

Автор: Татьяна Марченко

Как сын репрессированного стал почетным авиастроителем. Часть 1

Почетному авиастроителю Ивану Лясковскому скоро исполнится 90 лет.

Трудовую биографию начал на заводе «Прогресс». Прошел там путь от мастера до заместителя главного технолога.

В 1964 году Лясковского назначают главным инженером Куйбышевского арматурного завода (позже переименованного в «Гидроавтоматику»).

В 1978-м новое назначение — генеральным директором завода аэродромного оборудования.

В глухую тайгу

— Родился я в селе Зиговка Свободненского района Хабаровского края. Сейчас это Амурская область. Отец трудился заместителем председателя колхоза. Проработал несколько лет. Все было нормально. Но однажды осенним вечером 1933 года к нам пожаловали два огромных мужчины и увели отца. Мне шел пятый год, и я запомнил этот момент. Детей в семье тогда было трое. Отца забрали, а нас всех погрузили в телегу и куда-то повезли. О причине ареста отец не знал. Позже выяснилось, что его подставили. В колхозе случилось возгорание. И кто-то указал на отца как на виновника пожара. По решению, так называемой тройки,  его забрали. И загнали в тайгу в районе села Троицкое Хабаровского края. Сначала он работал там на лесоповале, а позже бригадиром на строительстве казематов для заключенных. Так мы оказались в однокомнатном бараке спецпоселения. Иногда отца отпускали к нам, примерно раз в два месяца.

Медвежьими тропами

— Наш поселочек окружала сплошная тайга, — припоминает Лясковский. — И еще там речушка протекала. Вспоминаю, как мы в лесу грядки делали, как жили за счет своего огорода. Воспитывали нас мама и бабушка по материнской линии. Школа в поселке была четырехклассной. После ее окончания продолжить учебу можно было в поселке Манома, расположенном у подножья гор в 50 километрах от нас. Настало время, и мама привезла меня туда. Поселился в комнату с другими ребятами. Нас было шестеро. Учился в Маноме три года — в пятом, шестом и седьмом классах. Как жил один? Трудно представить. Мама, правда, изредка приезжала зимой и привозила миску с замороженным молоком. Чем она еще могла угостить? Я брал ложку и потихоньку сгребал сверху сливки. Какая прелесть была! До сих пор помню.

Возможности видеться с родными практически не было. Даже на лошади через тайгу до них пролегал нелегкий путь. Но однажды на Новый год все равно собрался и отправился пешком. По таежным тропам, по которым на санях возили сено. Каким-то чудом добрался до дома. Потом попытался повторить этот путь в летние каникулы. Половину расстояния преодолел. И вдруг вижу: медведь. Я -на дерево. Медведь останавился под ним. Мне показалось, что зверь стоял там целую вечность. Потом ушел.

После семилетки решил учиться дальше. Средняя школа находилась в 15 километрах от Маномы, в Троицком, на Амуре Нанайского района. Когда я поехал учиться, мать не выдержала. Забрала детей и перебралась в Маному. Теперь они находились ближе ко мне. Летом я приезжал домой, а осенью возвращался на учебу.

Как сын репрессированного стал почетным авиастроителем. Часть 1

Дорога в Куйбышев

— Из шестерых парней нашего класса четверо после окончания школы загорелись желанием продолжить учебу в Куйбышевском авиационном институте. А ведь впервые самолеты над тайгой мы увидели только в десятом классе. Где-то в наших краях появился аэродром. И авиация стала любовью с первого взгляда.

Двое уехали в Куйбышев сразу после школы. Не знаю, как они добирались. А мы с другом Иваном Колгановым отправились теплоходом до Хабаровска. Потом взяли билеты на товарный поезд до Куйбышева. Ехали двенадцать дней. Совершенно обессилившие. Продуктов у нас не было. А в Челябинске на станции увидели, как какие-то мужики играют в карты на деньги. Стоим, смотрим. Показалось, что можно выиграть. Сели вдвоем и проиграли оставшиеся деньги все до копейки. Поехали и дальше на пустой желудок. Добрались до Куйбышева. В приемную комиссию авиационного института пришли, едва держась на ногах от голода. Спасибо, что нашлись люди, которые покормили нас. А как быть дальше, как сдавать вступительные экзамены? Силы все-таки нужны. Переночевали в общежитии. Выяснили, где можно подработать. И на следующий день поехали в село Красный Яр. На уборку урожая.

Как выживали

— Колхозники приняли нас с распростертыми объятиями, — говорит Лясковский. — Шел 47-й год, и не хватало рабочих рук. Накормили, напоили. Несколько дней мы трудились на уборке пшеницы. Расплатились с нами ведром зерна. Стали мы там подрабатывать и дальше. До начала учебного года вдвоем с другом заработали два мешка пшена. Вернулись в Куйбышев. Решили один мешок продать. Пришли на рынок. Продали быстро. Правда, за копейки. Прожили на них несколько дней. Второй мешок — тоже на рынок. Находился он на Самарской площади. Сейчас на этом месте здание правительства области. Продали второй мешок. Но деньги кончились быстро. Основная еда — черный хлеб и вода.

Занятия начались, а как выживать дальше, по-прежнему не знаем. Пошли к ректору, Федору Ивановичу Стебихову. Замечательный был человек. Отнесся к ситуации с пониманием. И разрешил посещать не все занятия.

Так мы стали подрабатывать. Частенько на элеваторе, который находился на Самарке и куда привозили зерно. Склады были наверху. И в них надо было перетаскивать 50-килограммовые мешки. Вот мы, пацаны, их в гору и поднимали. От усталости с ног валились. Но за это более-менее приличные деньги платили.

Бревна, балки разгружали. Поднимали вверх, на Хлебную площадь. Однажды я оказался под бревнами. Сломал ребра. Ничего, оклемался. И снова работа, работа. То баржу разгружаем, то вагон. Часто бывали на поляне Фрунзе. На площадке внизу, куда баржи подходили. Потом стали строить дороги: от центральной Самарской площади до Красной Глинки. Вдоль берега.

Траншеи долбили. Через весь город проложили коммуникации. Соединили его с Красной Глинкой. Здесь мы работали долго.

[author title=»Иван Францевич Лясковский» image=»https://sgpress.ru/wp-content/uploads/2018/11/Scan0013.jpg»]- кандидат технических наук. Автор ряда научных трудов, в том числе пяти книг. На его счету 17 изобретений. Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак почета», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и другими.[/author]


Как сын репрессированного стал почетным авиастроителем. Часть 2


Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации