В театре-студии «Грань» покажут спектакль по произведениям Сервантеса

25.10.2018

55

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Юрий Кумашов

В театре-студии "Грань" покажут спектакль по произведениям Сервантеса

Осень для театра-студии «Грань» выдалась жаркой. В сентябре Новокуйбышевск принимал специальную программу «Золотой Маски».

События происходили в театрально-концертном комплексе «Дворец культуры», частью которого является «Грань». А в конце ноября здесь состоится премьера спектакля «Театр мудрого Дурачины». Художественный руководитель «Грани» Денис Бокурадзе рассказал об этих важных событиях.

«Золотые» итоги

— Номинанты и лауреаты «Золотой Маски» привезли в Новокуйбышевск три спектакля. Это вызвало большой интерес у зрителя?

— Конечно. Более того, мы пошли на эксперимент. Я спросил представителей «Золотой Маски»: возможно ли показывать каждый спектакль по два раза? Мне ответили: да, если сможете продать столько билетов. Желающих было очень много, и каждое название шло по два вечера при полных залах.

— Как спектакли «встали» на сцену Дворца культуры?

— Я рассчитывал, что «Магадан/Кабаре» театр «Около дома Станиславского» сыграет на сцене театра-студии «Грань» — в камерном пространстве, как у них дома. Но, к сожалению, декорации по высоте не прошли. И поэтому играли в большом зале ДК. Очень рад, что они все-таки приехали к нам, что смогли адаптировать спектакль — «Золотая Маска» взяла на себя все расходы.

«Колыбельная для Софьи» и была рассчитана на большую сцену. На ней она идет в драматическом театре в Минусинске.

Конечно, важно пространство, в котором ты смотришь спектакль. «Колыбель для Софьи» я видел на фестивале театров малых городов в Вольске в 2016 году. А «Магадан/Кабаре» — на его родной площадке в Москве прошлым летом. С этим спектаклем наш «Корабль дураков» был в одной номинации «Золотой Маски» — «Лучший драматический спектакль малой формы». Получили награду тогда москвичи. Но любая оценка искусства — это очень субъективно.

— Мнения зрителей после просмотра разделились. Кто-то назвал «Магадан/Кабаре» слишком сложным. Другие сетовали, что спектакль «Колыбельная для Софьи» слишком тяжелый. Как вы относитесь к такой реакции зрителей?

— К сожалению, сегодня люди привыкли избегать всего непонятного, непривычного. Того, что не укладывается в общепринятые рамки. Человеческий организм так устроен: мы стараемся отогнать от себя весь негатив. Вспоминая давние события, выносим только положительные моменты. Плохое — это стресс, его надо избегать. Когда нужно волноваться, сопереживать, войти в состояние дискомфорта, мы начинаем это сразу отталкивать. Но это же прекрасно! Из этого человек и состоит. Смеется, плачет, сопереживает — это дано нам. Почему от этого нужно бежать?

— Одной из важных частей проекта «Золотая Маска» в Новокуйбышевске» стал круглый стол по проблемам театров малых городов, организованный фондом Тимченко. Какие основные вопросы на нем поднимали?

— Проблем много: средства на постановки, помещения для хранения декораций, планы, которые дают сверху. Например, в Минусинске план по зрителям в два раза больше, чем жителей города. При том что в театр ходят шесть-семь процентов населения. Это какие-то абсурдные вещи, которые нужно решать.

У нас получился очень хороший разговор, поскольку наиболее важные вопросы зафиксировали и передадут дальше — в Министерство культуры России, в комитет по культуре при Государственной думе и так далее.

Да и само количество сценических площадок является проблемой. Президент «Золотой Маски» Мария Ревякина отметила, что в России 788 малых городо и только около 40 из них имеют театр. Очень важно, что фестиваль обращает пристальное внимание на трудности в регионах.

В театре-студии "Грань" покажут спектакль по произведениям Сервантеса

Любовь поэтическая

— В сентябре московский Театр наций открыл сезон спектаклем «Театр чудес» в вашей постановке. В ноябре премьера спектакля пройдет в театре «Грань», но под названием «Театр мудрого Дурачины». Почему решили изменить название?

— «Театр чудес» — название третьей интермедии Сервантеса. Это театр чудес, который изобрел мудрый Дурачина. Вторая часть триптиха, который я планирую сделать. Первая — «Корабль дураков». Вторая — «Театр мудрого Дурачины». Варианты для третьей части у меня есть, пока я их не называю — думаю. Мне очень нравятся эти названия, поскольку в обоих случаях фигурируют дураки. В хорошем смысле слова. В Театре наций он идет как самостоятельный спектакль, и никакой закольцованности нет. А у себя я рассчитываю, может быть, потом играть эти два блока подряд.

— Ассоциируется с театром Полунина.

— Я об этом думал. Он же тоже очень любит дураков, считает, что это счастливые и свободные люди. Здесь нет ассоциации с болезнью или тупостью. Он и себя дураком называет. В глобальном смысле. Это не обидное слово.

— Первая часть триптиха условно была «любовь плотская», вторая — «любовь поэтическая». Это противопоставление?

— Это развитие темы. Поднимаемся снизу вверх. Любовь — это основа всего. Эльвира Анатольевна (Дульщикова — основатель театра-студии «Грань». — Прим. авт.) эту линию всегда вела. Считала, что без любви не может быть ни театра, ни семьи — ничего. Человек должен быть влюблен, это помогает созидать. Театр был ею пронизан, и мне это передалось вместе с ее внутренним завещанием. И в первой части есть душа, и во второй части есть тело. Это не замена, а развитие.

— Визуально спектакль «Корабль дураков» очень яркий и запоминающийся. Эксперты «Золотой Маски» это оценили, отдав ему награду за костюмы в 2017 году. А каким будет «Театр мудрого Дурачины»?

— Преобладает черный цвет. Графичность, которую мне хотелось сделать в «Корабле дураков», есть и здесь. Но спектакли не перекликаются ни по цвету, ни по форме. Есть перекличка в окнах, которые существуют практически под потолком. Совсем разная музыка, но, может быть, есть подобие в настроении в некоторых местах. Но это не продолжение: персонажи совсем другие. Масочность, игровое начало, смысловые вещи дают возможность считать эту постановку второй частью.

Сходство есть в том, что актеры Юлия Бокурадзе и Сергей Поздняков играют по несколько ролей. Они же заняты в спектакле в Театре наций. В начале октября мы отыграли в нем премьеру — был аншлаг.

У постановки необычная форма, многие зрители не знают, как реагировать. Несколько человек мне говорили: «В Москве такого театра нет…». Осталось совсем немного времени, и самарские зрители смогут увидеть спектакль сами, у нас.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации