Администрация Самары прорабатывает варианты организации движения как общественного, так и частного транспорта в исторической части города. Обновить схему и увязать транспортные потоки с новыми реалиями вынуждает строительство Фрунзенского моста. Предупреждая опасения горожан, чиновники официально заявляют: трамвайные пути в центре города останутся. Курс на сохранение исторического наследия задал глава Самары Олег Фурсов.
Беспокойство в мирную жизнь горожан, пользующихся общественным транспортом, да и просто уважающих город и его историю, было внесено в 2009 году. Именно тогда было подписано соответствующее постановление. Документ предписывал: трамвайные пути в центральной части города, где этот вид транспорта появился более века назад, подлежали ликвидации.
Постановление сразу вызвало массу споров и широкий общественный резонанс, и все последующие руководители города как могли оттягивали воплощение этого документа в жизнь. Тем более что никакого научного обоснования эта идея под собой не имела. О постановлении фактически забыли на неопределенное время, но недавно вспомнили вновь.
Мосту трамваи не помеха
«Доброжелатели» стали поднимать вопрос переноса трамвайных путей, зацепившись за тему строительства Фрунзенского моста. Работы над ним начались осенью прошлого года и сейчас находятся в активной стадии из-за сжатых сроков (проект предполагает запуск объекта в 2018 году).
Но, по словам чиновников, никакой опасности для трамваев будущий мост не представляет. Как заявил «СГ» первый заместитель главы города Владимир Василенко, позиция сохранения трамваев в исторической части города ни в коем случае не противопоставляется строительству моста.
— Некоторые пытаются сегодня вбить клин и говорят, что сохранение трамваев будет сдерживающим фактором. Не будет.
Строительство моста идет своим чередом, никаких препятствий ни трамвайные пути, ни кольцо на Хлебной площади ему не создают, — однозначно ответил Василенко.
Единственное, о чем сейчас идет речь, так это о внесении корректировок в транспортную схему, которые связаны с тем, что мост будет шестиполосным, встал вопрос об организации въезда и выезда с него транспорта. В связи с этим в ближайшее время администрации города предстоит решить некоторые вопросы. Во-первых, увязать движение транспорта в исторической части города с пуском нового моста. Во-вторых, определить, как будет использоваться действующий мост через улицу Главную. В-третьих, рассчитать, какими будут пассажиропотоки, движение транспорта, потому как Фрунзенский мост — это три полосы на въезд и три на выезд. И в-четвертых, как при въезде и выезде с моста в город увязать поворот трамвая с улицы Фрунзе в сторону Хлебной площади, чтобы он не являлся препятствием движению транспорта по прямой.
— Если мы сегодня посмотрим все в увязке, то находим решение вопроса, которое предполагает сохранение движения трамваев в исторической части города, — заявил «СГ» Владимир Василенко.
По его словам, документальное обоснование и схемы движения в настоящий момент разрабатываются департаментом промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства. На эту работу уйдет несколько месяцев. Потом ее можно будет презентовать широкой общественности.
Общественники за сохранение трамваев
О том, что трамваи в исторической части города — изюминка Самары и их однозначно необходимо сохранить, говорят и опрошенные «СГ» эксперты. Например, Владимир Водолазов, 23 года руководивший «Трамвайно-троллейбусным управлением».
— Если закрыть трамвайное движение по улице Фрунзе, это создаст жителям Самарского и Ленинского районов очень большие неудобства. Ведь там живет много пожилых людей, которые привыкли к трамваю, и он стал им необходим. Они едут на нем на рынок, в магазины. На Хлебной площади крупный пересадочный узел, отсюда люди отправляются на 116-й километр, на дачи, в Новокуйбышевск.
По словам эксперта, даже если попытаться заменить трамвай автобусами малой вместимости и пустить их друг за другом, с потоком пассажиров они не справятся.
— Вместо одного трамвая потребуется как минимум восемь микроавтобусов. Они на узких улицах старого города займут больше места, чем один вагон. Трамваи более безопасны для перевозки пассажиров. Это и более экологичный вид транспорта, — говорит Водолазов.
Еще один общественный активист, много лет изучающий проблемы транспорта в Самаре, инженер-математик OАО «Самара-Информспутник» Александр Сергеев также выступает за трамваи.
— Насколько я помню планы руководства города в 2008-2009 годах, собирались демонтировать не только трамваи, но и троллейбусы в старом городе. Основание было то же — расширение улицы Фрунзе для строительства моста, но за этим явно прослеживался план избавиться от трамвайного и троллейбусного депо, занимающих так много дорогой земли, — вспоминает он.
Сергеев уверен, что убирать трамваи из исторической части города нельзя и причин для этого несколько.
— Во-первых, транспортный спрос. В этом районе он и сейчас достаточно высок. Там есть завод, речной вокзал, торговые и другие предприятия. Трамвай по провозной способности превосходит остальные виды городского транспорта. Вредно избавляться от него и компенсировать чем-то другим, -говорит Сергеев. — Во-вторых, исторический аспект. Участок линии по Фрунзе и в сторону Хлебной площади строился в 1914 году, он входил в самую первую трамвайную сеть города. По нему прошел маршрут №1. Кольцо на Хлебной площади существует с 1931 года. Лично для меня исторический облик центра города имеет большое значение. В-третьих, технические проблемы. Если избавиться от ветки и кольца, то где будет конечная трамвайных маршрутов и место для отстоя транспорта?
Власть — на стороне горожан
Про исторический аспект говорит и Василенко.
— У меня есть много вопросов к тому, как подписывалось это спорное постановление в 2009 году. Оно совершенно непонятно с точки зрения здравого смысла и элементарной логики: зачем менять один вид транспорта, причем общественный, на другой, а трамвайное кольцо менять на автомобильное? Ну и если уж мы говорим не как чиновники, а как горожане, давайте возьмем опыт других городов и стран. Мы всегда перенимаем лучшее у старушки Европы. Вы посмотрите, там бережно относятся к историческому трамваю! У нас трамвай был пущен сто лет назад как раз в старой части города. Там он начинал свой путь, и эту историческую память, которую сохранили даже в период войны, решили ликвидировать в 2009 году, когда страна была на экономическом подъеме. Ни логики, ни здравого смысла, ни научного обоснования! — восклицает Василенко.
Первый вице-мэр заверил «СГ», что мнение у действующего руководства города, администрации однозначное: историческому трамваю быть.
— Мы найдем все решения, связанные с движением как пассажиропотока, так и общего потока транспорта именно в той части города с учетом строительства моста. Как только эти решения будут в полной мере проработаны, постановление будет отменено, — сказал Василенко.
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ:
Юрий Крылов, коренной житель Самары:
• Идея демонтировать трамвайные пути от Хлебной площади по улицам Фрунзе и Красноармейской до пересечения с Галактионовской уничтожает одну из самых главных достопримечательностей нашего города — самарский трамвай. Открытие движения состоялось в полдень 12 февраля 1915года, в день святого Алексия — небесного покровителя Самары. Шла Первая мировая война, времена были невероятно трудные, но руководители города совершали такие вот технические прорывы ради удобства горожан, проявляя о них настоящую отеческую заботу. В настоящее время во всех странах, имеющих электрический транспорт, к трамваю и его историческим маршрутам относятся исключительно бережно. «Цюрихская модель» общественного транспорта, где трамваем перевозится две трети общего пассажиропотока, стала источником трамвайного ренессанса XXI века.
СПРАВКА "СГ":
Подтверждением позиции городских властей являются и планы по обновлению парка ТТУ. Как ранее уже сообщала «Самарская газета», в ближайшее время на предприятие поступит 20 новых трамвайных вагонов и 20 троллейбусов.
Временные неудобства
Единственное неудобство, которое придется испытать горожанам, будет связано с временным ограничением движения транспорта в районе Хлебной площади, которое потребуется для строительства моста.
— Но это обычная практика, к которой нам приходится прибегать при любом строительстве. Речь ни в коем случае не идет о ликвидации, речь идет о временном ограничении движения, — заверил Владимир Василенко.
Правда, когда оно понадобится, пока неизвестно, это зависит от темпов строительства. В любом случае горожан предупредят о корректировках в движении транспорта заранее.
Комментарии
0 комментариев