Не свернуть с пути

12.04.2016

44

Автор: Сергей Симонов

Не свернуть с пути

В историческом центре Самары сохранят трамваи

Администрация Самары прорабатывает варианты организации движения как общественного, так и частного транспорта в исторической части города. Обновить схему и увязать транспортные потоки с новыми реалиями вынуждает строительство Фрунзенского моста. Предупреждая опасения горожан, чиновники официально заявляют: трамвайные пути в центре города останутся. Курс на сохранение исторического наследия задал глава Самары Олег Фурсов.
 
Беспокойство в мирную жизнь горожан, пользующихся общественным транспортом, да и просто уважающих город и его историю, было внесено в 2009 году. Именно тогда было подписано соответствующее постановление. Документ предписывал: трамвайные пути в центральной части города, где этот вид транспорта появился более века назад, подлежали ликвидации.
 
Постановление сразу вызвало массу споров и широкий общественный резонанс, и все последующие руководители города как могли оттягивали воплощение этого документа в жизнь. Тем более что никакого научного обоснования эта идея под собой не имела. О постановлении фактически забыли на неопределенное время, но недавно вспомнили вновь.
 
Не свернуть с путиМосту трамваи не помеха
 
«Доброжелатели» стали поднимать вопрос переноса трамвайных путей, зацепившись за тему строительства Фрунзенского моста. Работы над ним начались осенью прошлого года и сейчас находятся в активной стадии из-за сжатых сроков (проект предполагает запуск объекта в 2018 году).
 
Но, по словам чиновников, никакой опасности для трамваев будущий мост не представляет. Как заявил «СГ» первый заместитель главы города Владимир Василенко, позиция сохранения трамваев в исторической части города ни в коем случае не противопоставляется строительству моста.
 
— Некоторые пытаются сегодня вбить клин и говорят, что сохранение трамваев будет сдерживающим фактором. Не будет.

Строительство моста идет своим чередом, никаких препятствий ни трамвайные пути, ни кольцо на Хлебной площади ему не создают, — однозначно ответил Василенко.
 

Единственное, о чем сейчас идет речь, так это о внесении корректировок в транспортную схему, которые связаны с тем, что мост будет шестиполосным, встал вопрос об организации въезда и выезда с него транспорта. В связи с этим в ближайшее время администрации города предстоит решить некоторые вопросы. Во-первых, увязать движение транспорта в исторической части города с пуском нового моста. Во-вторых, определить, как будет использоваться действующий мост через улицу Главную. В-третьих, рассчитать, какими будут пассажиропотоки, движение транспорта, потому как Фрунзенский мост — это три полосы на въезд и три на выезд. И в-четвертых, как при въезде и выезде с моста в город увязать поворот трамвая с улицы Фрунзе в сторону Хлебной площади, чтобы он не являлся препятствием движению транспорта по прямой.
 
Не свернуть с пути— Если мы сегодня посмотрим все в увязке, то находим решение вопроса, которое предполагает сохранение движения трамваев в исторической части города, — заявил «СГ» Владимир Василенко.

По его словам, документальное обоснование и схемы движения в настоящий момент разрабатываются департаментом промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства. На эту работу уйдет несколько месяцев. Потом ее можно будет презентовать широкой общественности.
 
Общественники за сохранение трамваев

О том, что трамваи в исторической части города — изюминка Самары и их однозначно необходимо сохранить, говорят и опрошенные «СГ» эксперты. Например, Владимир Водолазов, 23 года руководивший «Трамвайно-троллейбусным управлением».
 

— Если закрыть трамвайное движение по улице Фрунзе, это создаст жителям Самарского и Ленинского районов очень большие неудобства. Ведь там живет много пожилых людей, которые привыкли к трамваю, и он стал им необходим. Они едут на нем на рынок, в магазины. На Хлебной площади крупный пересадочный узел, отсюда люди отправляются на 116-й километр, на дачи, в Новокуйбышевск.
 
По словам эксперта, даже если попытаться заменить трамвай автобусами малой вместимости и пустить их друг за другом, с потоком пассажиров они не справятся.
 
Не свернуть с пути— Вместо одного трамвая потребуется как минимум восемь микроавтобусов. Они на узких улицах старого города займут больше места, чем один вагон. Трамваи более безопасны для перевозки пассажиров. Это и более экологичный вид транспорта, — говорит Водолазов.
 
Еще один общественный активист, много лет изучающий проблемы транспорта в Самаре, инженер-математик OАО «Самара-Информспутник» Александр Сергеев также выступает за трамваи.
 
— Насколько я помню планы руководства города в 2008-2009 годах, собирались демонтировать не только трамваи, но и троллейбусы в старом городе. Основание было то же — расширение улицы Фрунзе для строительства моста, но за этим явно прослеживался план избавиться от трамвайного и троллейбусного депо, занимающих так много дорогой земли, — вспоминает он.
 
Сергеев уверен, что убирать трамваи из исторической части города нельзя и причин для этого несколько.
 
— Во-первых, транспортный спрос. В этом районе он и сейчас достаточно высок. Там есть завод, речной вокзал, торговые и другие предприятия. Трамвай по провозной способности превосходит остальные виды городского транспорта. Вредно избавляться от него и компенсировать чем-то другим, -говорит Сергеев. — Во-вторых, исторический аспект. Участок линии по Фрунзе и в сторону Хлебной площади строился в 1914 году, он входил в самую первую трамвайную сеть города. По нему прошел маршрут №1. Кольцо на Хлебной площади существует с 1931 года. Лично для меня исторический облик центра города имеет большое значение. В-третьих, технические проблемы. Если избавиться от ветки и кольца, то где будет конечная трамвайных маршрутов и место для отстоя транспорта?
 
Власть — на стороне горожан
 
Про исторический аспект говорит и Василенко.
 
Не свернуть с пути— У меня есть много вопросов к тому, как подписывалось это спорное постановление в 2009 году. Оно совершенно непонятно с точки зрения здравого смысла и элементарной логики: зачем менять один вид транспорта, причем общественный, на другой, а трамвайное кольцо менять на автомобильное? Ну и если уж мы говорим не как чиновники, а как горожане, давайте возьмем опыт других городов и стран. Мы всегда перенимаем лучшее у старушки Европы. Вы посмотрите, там бережно относятся к историческому трамваю! У нас трамвай был пущен сто лет назад как раз в старой части города. Там он начинал свой путь, и эту историческую память, которую сохранили даже в период войны, решили ликвидировать в 2009 году, когда страна была на экономическом подъеме. Ни логики, ни здравого смысла, ни научного обоснования! — восклицает Василенко.
 
Первый вице-мэр заверил «СГ», что мнение у действующего руководства города, администрации однозначное: историческому трамваю быть. 

— Мы найдем все решения, связанные с движением как пассажиропотока, так и общего потока транспорта именно в той части города с учетом строительства моста. Как только эти решения будут в полной мере проработаны, постановление будет отменено, — сказал Василенко.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ:
Юрий Крылов, коренной житель Самары:
 
• Идея демонтировать трамвайные пути от Хлебной площади по улицам Фрунзе и Красноармейской до пересечения с Галактионовской уничтожает одну из самых главных достопримечательностей нашего города — самарский трамвай. Открытие движения состоялось в полдень 12 февраля 1915года, в день святого Алексия — небесного покровителя Самары. Шла Первая мировая война, времена были невероятно трудные, но руководители города совершали такие вот технические прорывы ради удобства горожан, проявляя о них настоящую отеческую заботу. В настоящее время во всех странах, имеющих электрический транспорт, к трамваю и его историческим маршрутам относятся исключительно бережно. «Цюрихская модель» общественного транспорта, где трамваем перевозится две трети общего пассажиропотока, стала источником трамвайного ренессанса XXI века.
СПРАВКА "СГ":
 
Подтверждением позиции городских властей являются и планы по обновлению парка ТТУ. Как ранее уже сообщала «Самарская газета», в ближайшее время на предприятие поступит 20 новых трамвайных вагонов и 20 троллейбусов.

Временные неудобства
 
Единственное неудобство, которое придется испытать горожанам, будет связано с временным ограничением движения транспорта в районе Хлебной площади, которое потребуется для строительства моста.
— Но это обычная практика, к которой нам приходится прибегать при любом строительстве. Речь ни в коем случае не идет о ликвидации, речь идет о временном ограничении движения, — заверил Владимир Василенко.
Правда, когда оно понадобится, пока неизвестно, это зависит от темпов строительства. В любом случае горожан предупредят о корректировках в движении транспорта заранее.

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации