Как правильно встречать Масленицу, почему первый блин принято отдавать птичкам и чем банченые веники отличаются от банных? Ответы на эти и другие вопросы узнали учащиеся школы №154, где реализуется проект «Традиции — в моду», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив. В рамках этой программы ребята знакомятся с культурой и обычаями народов Поволжья, учатся готовить национальные блюда и общаются с людьми, для которых верность традициям — не пустые слова.
Сначала были бабушки
— Проект «Традиции — в моду» рассчитан на три месяца, в феврале он уже заканчивается, — прокомментировала руководитель НКО «Добрая традиция» и проекта «Традиции — в моду», преподаватель технологии школы №154 Лариса Сенатова. -Еженедельно у нас проходит несколько мероприятий для ребят из разных классов. Мы знакомим их с традициями разных народов и вместе рассуждаем о том, какое применение они находят сегодня, то есть являются ли «модными». Стараемся переосмыслить их в современном ключе. Речь идет и о национальных блюдах, и об элементах народных костюмов в повседневной одежде, и о семейных ценностях — уважении к старшим, верности, внимании к ближнему.
— Проект «Традиции — в моду» стал продолжением проекта «Все начинается с бабушки», который наша команда реализовала в прошлом году, — рассказала доктор исторических наук, методист проекта Наиля Тагирова. -Но если первый был направлен на старшее поколение, то целевая аудитория второго — это школьники. Суть же его осталась прежней — знакомство с традициями народов, населяющих Самарскую губернию.
Песни на мордовском
Каждую встречу в рамках проекта условно можно разделить на две составляющие. К ребятам приходят представители разных диаспор. Обычно беседа начинается с национального костюма: из каких элементов он состоит, что означают цвета и символы, почему нужно было покрывать голову… Идет ненавязчивый разговор о традициях, которые проявляются в одежде и внешнем виде.
Продолжиться мероприятие может по-разному. Например, представители мордовского культурного центра «Масторава» принесли распечатки текста песни «Солнечный круг» на своем национальном языке и предложили всем вместе ее исполнить. Еще ребятам запомнилось выступление девушки, которая играла на гуслях и потом рассказывала историю этого русского народного инструмента.
— Мы говорим о традиционных элементах национальных культур в одежде, но также уделяем внимание языку, музыке, обычаям разных народов, — пояснила Наиля Тагирова.
Как готовить чак-чак
Вторая часть мероприятия обычно представляет собой встречу с интересным человеком. Как правило, это деловые люди: предприниматели, владельцы и руководители различных организаций. Они рассказывают совсем о другом — о своей жизни, бизнесе, победах и поражениях. Однако — у кого-то это звучит в большей, у кого-то в меньшей степени — в повествовании присутствует идея использования национальных традиций в современном мире. Так, владелица мастерской-ателье «Золотая иголочка», мастер народных промыслов и ремесел Гульнара Насыйрова занимается пошивом сценических и татарских национальных костюмов, головных уборов и аксессуаров. Она рассказала ребятам об особенностях своего дела. Другая гостья — Олеся Строганова шьет современную одежду, но с элементами национального костюма. Ее школьники тоже слушали с большим интересом.
Организаторы проекта стараются отталкиваться от того, что интересно детям. Недавно ребята высказали пожелание познакомиться с национальными блюдами разных народов. Вскоре выяснилось, что одна из сотрудниц школы №154 отлично владеет тонкостями татарской кухни. Она пригласила свою сестру — такую же мастерицу, и на пару они показали пятиклассникам, как готовить хворост и чак-чак, а также рассказали о некоторых национальных обычаях.
С играми и загадками
В предмасленичную неделю в школе №154 побывали представители отдела этнографии историко-краеведческого музея имени Алабина. Они рассказали ребятам о традициях празднования Масленицы.
— У нас разработана специальная интерактивная программа, посвященная народным праздникам, — сообщила заведующая отделом этнографии музея имени Алабина Ирина Маслова. -Мы рассказываем, как их отмечали, какие обряды существовали, что было принято и что, наоборот, считалось недопустимым. Каждый год меняем сценарий, чтобы было интересно даже тем, кто не в первый раз увидит нашу программу. Мы включаем в нее игры, загадки, прибаутки. Как известно, в каждом регионе имелись свои особенности празднования той же Масленицы, а поскольку в Самарский край стекались люди из разных областей и все со своими обычаями и традициями, получалось очень интересное смешение.
Школьникам рассказали, что наши предки были уверены, что весну необходимо встречать — весело, дружно, с песнями, плясками и катанием на лошадях. Считалось, что, если в масленичную неделю не потешиться от души, будешь жить в крайней нужде и горькой беде.
В былые времена люди верили, что масленичная неделя — это и время встречи с покинувшими наш мир предками, которых необходимо поминать блинами. Первый блин нужно было положить на окошко, чтобы его склевали птицы: считалось, что это души дедов и прадедов, которые прилетают угоститься.
Обязательный атрибут праздника — кукла Масленица. Ее делали в каждом доме, а также собирали одно большое чучело со всей деревни и наряжали старыми вещами. Внутрь запихивали солому, на которой до этого спали, — считалось, что вместе с Масленицей в огне сгорят все болезни и неприятности.
Еще было принято наряжать банченые веники — не путать с банными! Их украшали бантами (отсюда и название), ставили в доме и втыкали в сугробы на улице, чтобы они отпугивали враждебные силы и привлекали весеннее тепло.
Семиклассники смогли собственноручно украсить Масленицу и нарядить банченые веники, а кроме того узнать рецепт приготовления блинов.
Коняшка на скорую руку
Завершилась программа мастер-классом по изготовлению игрушки-лошадки из лыка. Ведущие рассказали, что это за материал, как его получали и для чего использовали.
— Игрушки обычно делали из остатков, — пояснила Ирина Маслова. — Небольшого кусочка лыка хватало, чтобы смастерить, например, такую лошадку. Это не известный народный оберег «солнечный конь», который делается полностью, с хвостом и четырьмя ногами, а упрощенный вариант, не требующий много времени и особого мастерства. Для участников мастер-класса это прежде всего возможность поближе познакомиться с материалом, ну и оставить себе сувенир на память о сегодняшней встрече.
В былые времена таких лошадок делали и родители, и сами дети. В том числе коняшек было принято дарить друг другу на Масленицу. Технология изготовления действительно не сложная, с ней справились абсолютно все участники мастер-класса.
— Это моя любимая часть проекта — когда можно что-то сделать своими руками, — поделилась впечатлениями семиклассница Маша Куркина. — Послушать рассказчиков тоже интересно, но когда можно творить и чему-то учиться, это особое удовольствие.
— Мы всегда смотрим, что находит наибольший отклик в душе ребят, — подытожила Лариса Сенатова. — И на основании этих наблюдений планируем следующие проекты.
Фотография автора
Новости
Новости
Новости
Комментарии
0 комментариев