Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

26.01.2023

423

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

В канун Дня студента журналисты «СГ» отправились в Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, чтобы увидеть своими глазами, как преподаватели вместе со своими подопечными выращивают детали для авиационной и космической техники. Технология вроде бы уже на слуху: 3D-печать. А когда видишь процесс в деле, понимаешь, насколько это непросто. Но интересно и перспективно.

Исследования плюс производство

Прорывные задачи решаются в вузовской лаборатории аддитивных технологий. Для начала получаем вводную информацию, чем она занимается. Главная прикладная цель — разработка, освоение и внедрение передовых технологий при изготовлении новых изделий для промышленных предприятий. Главная научная — организация и проведение самого широкого спектра исследований с использованием современного оборудования.

Мы заинтересовались практической стороной дела, чтобы получить наглядную картинку прямо на месте. Студенты и их наставники показали метод 3D-печати в работе. Так в лаборатории готовят будущих специалистов по программно-аппаратному сопровождению изделий от проектирования до изготовления на базе современных аддитивных технологий.

Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

Ребята надевают рабочие халаты и специальные респираторы. Запускают новый, недавно приобретенный принтер отечественного производства 3D Lam Mid. Загружают порошковую смесь. Это может быть хромоникелевый сплав, алюминий, титан, нержавейка. И начинается процесс выращивания изделия, объемные параметры которого занесены в компьютерную программу. На платформу ложится слой порошка, лазер его расплавляет, затем следующая порция. И так постепенно формируется заданный объем. Нюансов много, поскольку каждый материал имеет свои особенности, работать надо на разных режимах.

— Эта технология используется и для научно-производственных экспериментов, и для непосредственного изготовления некрупногабаритных деталей по заказам самарских предприятий. Среди них заводы «ОДК-Кузнецов», «Металлист» и другие, — дает пояснения руководитель лаборатории, директор института двигателей и энергетических установок Самарского университета, кандидат технических наук, доцент Виталий Смелов. — Вот так уже с младших курсов ребята начинают понимать, как работает подобное оборудование и для чего надо глубоко изучать теорию. Потому что без фундаментальных знаний практику не освоишь, не просчитаешь уровень сложности изделия, трудозатраты и многие другие параметры.

Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

На стеллаже в лаборатории набралась уже целая коллекция изделий, выращенных на 3D-принтерах. Это и детали для авиационных двигателей, и модели лопастей, и прямо-таки ажурная геометрическая конструкция, и даже легкая роза — алюминиевый аналог живого цветка.

Берем в качестве примера уже готовое горелочное устройство для двигателя. Здесь, в лаборатории, такое изготавливают за неделю. Это резко сокращает цикл производства. Потому что в заводских условиях токарить, фрезеровать, шлифовать подобную горелку по традиционным технологиям будут гораздо дольше. Какую схему разумнее выбрать при изготовлении того или иного изделия? Это вопрос экономической целесообразности. И трудозатрат, временных рамок. 3D-печать — это, конечно, прорыв. Какие-то изделия по-прежнему лучше изготавливать в традиционном формате, отсекая от металлической заготовки все «лишнее». А какие-то быстрее, дешевле получатся в результате 3D-выращивания. И качество, прочностные характеристики не пострадают. Та самая «порошковая» горелка для двигателя прошла на заводе через стенд доводки, испытаний. И вот вердикт: изделие получилось не хуже тех, что выпускают по традиционным технологиям. А по срокам изготовления серьезно выигрывает. Есть, правда, еще недоработка по шероховатости поверхности, но над этим лаборатория работает. Выход наверняка будет найден.

Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

Педагог плюс студент

Студент-четверокурсник Иван Циулин выбрал специализацию «Проектирование авиационных и ракетных двигателей». Признается, что ему нравится все, что связано с космосом. А практические знания, которые получает в лаборатории аддитивных технологий, открывают очень заманчивые перспективы. Это направление и сейчас востребовано. А дальше оно наверняка будет еще больше развиваться и совершенствоваться.

— Работать в этом направлении особенно интересно, поскольку видишь реальный результат, нужный для производства, — говорит Иван. — Сначала работаем над программными файлами со сложной интересной геометрией. Потом идет подготовка порошков, печать. Только так, в процессе работы, осознаешь, каким серьезным делом ты занимаешься. Заказчики нередко приезжают к нам со своими объемными рисунками. Мы их доводим до ума и запускаем в работу. А когда будущее изделие описывается просто на словах, объемы рисуем сами. Всему этому нас учат преподаватели.

Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

Третьекурсник Вадим Хупутдинов считает, что занятия в лаборатории расширяют кругозор, для которого одной только теории мало. Будущим производственникам нужна именно практика.

— На практическое применение знаний нас и настраивают преподаватели, — говорит Вадим. — Они ведут студентов по всему техпроцессу от начала и до конца.

Ребята с благодарностью называют имена преподавателей Виталия Геннадиевича Смелова, Вячеслава Петровича Алексеева, Андрея Владимировича Балякина, Рустама Равильевича Кяримова. Они сумели увлечь и показать перспективы.

Как вырастить горелку для двигателя? На этот вопрос ответят в лаборатории аддитивных технологий

Читайте также:

Новости

В Красноглинском районе Самары мужчина утонул в озере

В среду, 17 июля, в Красноглинском районе Самары пожилой горожанин утонул в озере, сообщили в региональном управлении МЧС России. Происшествие […]

Новости

Вячеслав Федорищев провел совещание с предприятиями оборонно-промышленного комплекса

В среду, 17 июля, врио губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев и председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир […]

Новости

Тольяттинская группа «Золотые зубы» записала песню для ФК «Акрон»

Тольяттинский коллектив реперов «Золотые зубы» записал трек «Это все «Акрон» («Э.В.А») для местной футбольной команды, сообщается на сайте клуба. Песня будет […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации