Под страхом осуждения

22.03.2014

32

Автор: Юлия Жигулина

Под страхом осуждения

Уберечь от нарушения может только видеокамера и мнение общественности

 
Под страхом осуждения

«СГ»: Что было делать на месте водителя Opel? Девушка инстинктивно уходила от удара. Наверняка многие поступили бы так же, хоть это и нарушает ПДД…
 
Дмитрий Балькин: Я бы не сказал, что Лиза, водитель машины Opel, нарушила ПДД. Трудно представить, какие были бы последствия, если бы она не попыталась уйти от удара. Еще памятна ситуация на ул. Демократической: столкновение двух машин повлекло за собой более крупную аварию и гибель трех человек. Так же и на Южном шоссе. Угол, под которым произошло бы столкновение, пришелся бы на заднюю часть внедорожника. И не известно, смог бы г-н Беляев удержать свою машину в такой ситуации или нет. Ему был важен сам факт: «поучить новичка».
 
«СГ»: И часто вам приходится слышать фразу «Их всех учить еще надо. Вот я и преподал урок», когда нарушители пытаются объяснить свой поступок?
 
Д.Б.: Когда идет разбор ДТП, водители очень редко дают такие показания. Но из характера повреждений видно, когда именно так автомобилисты и поступают. К сожалению, остается еще категория водителей, которые постоянно куда-то спешат, часто перестраиваются из одного ряда в другой.
 
Под страхом осуждения«СГ»: Есть ли объяснение такому поведению людей за рулем? Откуда эта агрессия?
 
Илья Ворожейкин: Одно из объяснений — водитель воспринимает правила несколько оторванными от жизни. Правила переживаются таким образом, что их нужно выполнять, чтобы не наказали, а не чтобы не пострадать. Они ощущаются как что-то мешающее и навязанное, а не как необходимый элемент своей и чужой безопасности. В России в целом распространена именно такая модель поведения на дорогах. Мы пока «застряли» между Азией и Европой, то есть между полным хаосом, который саморегулируется, и жесткой системой штрафов.
 
«СГ»: А как же инстинкт самосохранения?
 
И.В.: Он здесь не так силен. В своей машине водитель чувствует себя вполне защищенным и уверенным. Особенно если это современное авто, а из колонок раздается любимая музыка. Создается ощущение безопасности.
 
«СГ»: Дмитрий Геннадьевич, какое наказание понес г-н Беляев?
 
Д.Б.: В отношении водителя внедорожника Hover было возбуждено дело об административном правонарушении. Мы вменили ему два нарушения: невключенный сигнал поворотника, когда автомобиль перестраивался в другой ряд, и непредоставление преимущества автомобилю Opel, который двигался по второй полосе движения. Это максимум, по которому мы смогли привлечь г-на Беляева к ответственности. Оба дела уже рассмотрены. Водителю выписаны два штрафа, каждый из которых по 500 рублей.
 
«СГ»: На ул. Демократической маневр подрезавшего водителя привел к аварии и смерти трех человек. Водителя-лихача осудили. Получается, строгое наказание возможно только если будут жертвы?
 
Д.Б.: К сожалению, да. Тогда решающую роль сыграла тяжесть последствий. Суд принял во внимание этот факт. Плюс были учтены скорость движения водителя и то, что он скрылся с места происшествия. В ситуации на Южном шоссе обоим водителям просто повезло. Повезло, что не произошло столкновения и все остались живы.
 
Андрей Соколов: В обоих случаях нужно говорить о безусловном отсутствии уважения к простым в общем-то правилам дорожного движения. Причина этого, на мой взгляд, кроется в отстранении государства от воспитания граждан. В итоге многим водителям безразлично, что происходит на дороге вокруг них: они едут по своим делам и по своим правилам.
 
ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ
 
«СГ»: Молодые водители скорее всего и не знают, что раньше действовала система накопления баллов за нарушения ПДД…
 
Д.Б.: Так и есть. Эта система действовала в 90-х годах. На каждого нарушителя заводилась карточка, и в нее заносились все происшествия. Если водитель набирал 15 баллов в течение года, он легко мог остаться без удостоверения. Для примера, за столкновение начислялось сразу пять баллов. Плюс — довольно серьезный по тем временам денежный штраф: за пьянство — тысяча рублей и лишение водительских прав на год, за столкновение — 500 рублей. В новых редакциях Кодекса об административных правонарушениях законодатель прописал: вину за ДТП определяет суд, а Госавтоинспекция лишь констатирует пункт правил дорожного движения или статью кодекса, которую нарушил автомобилист.
 
А.С.: Именно балльная система сдерживала водителей и заставляла их менять свое поведение на дороге, становиться более лояльными к другим участникам движения.
 
«СГ»: Можно ли вновь вернуться к этому опыту сейчас?
 
Д.Б.: Можно, но это должна быть законодательная инициатива. Как вы сами видите, в последние годы проведена большая работа по ужесточению мер административного воздействия за нарушение тех или иных норм правил дорожного движения. Это позволило снизить показатели аварийности. И каждое новое ужесточение еще больше влияет на этот спад. Кстати, сейчас премьер-министр России Дмитрий Медведев выдвинул предложение о введении понятия небезопасного вождения. Но как оно будет сформулировано в законодательстве, пока не ясно.
 
Илья Ширманов: На рассмотрении в Думе г.о. Самара уже находится проект закона об аварийном вождении. В нем прописывается ситуация, когда на дороге «умышленно создаются помехи водителем». Но четкого определения, что это такое, нет. Так же как и для понятия «аварийное вождение». Определить грань очень трудно, требуется его филигранная проработка. Если же оставить этот момент на усмотрение сотрудника ГИБДД, могут возникнуть разногласия. Поэтому не думаю, что законопроект будет принят в ближайшее время. Хотя если проработать его с сотрудниками ГИБДД, документ только выиграет.
 
А.С.: К разработке подобных документов нужно подходить очень аккуратно. Толкования той или иной нормы и формирование судебной практики относятся к полномочиям суда. Это практика и российская, и зарубежная. Нужно в большей мере использовать силы правоохранительных органов, ведь они и создавались для этого.
 
ОКО КАМЕРЫ

«СГ»: На самых проблемных участках городских дорог установлены системы автоматической видеофиксации нарушений. Это как-то влияет на стиль вождения автомобилистов?
 
Д.Б.: Наличие камер наружного наблюдения нам очень помогает. Как только автомобилисты начинают получать письма из Центра автоматической фиксации правонарушений, динамика простых столкновений сразу идет на убыль. Кстати, тот же Беляев попадал в объектив камеры семь раз, хотя мимо сотрудника ДПС всегда проезжал по правилам.
 
«СГ»: Может ли как-то влиять на ситуацию на дороге неравнодушие граждан, их активная позиция?
 
Д.Б.: Конечно. На наш сайт приходит все больше видеоматериалов от людей, которые стали свидетелями нарушений ПДД. По всем этим материалам мы возбуждаем дела об административных правонарушениях. Если собрана достаточная доказательная база (в том числе — показания очевидца, который и прислал видеоматериал), судьи могут принять достаточно серьезные меры. Вплоть до лишения водительских прав.
 
И.В.: Поддержу эту точку зрения. Страх попасть в объектив камеры, а потом еще и увидеть себя где-то на интернет-портале может серьезно повлиять на поведение некоторых водителей. Ведь это как минимум неприятно, когда на тебя смотрят и осуждают.
 
«СГ»: А может ли возникнуть ситуация, что нарушитель, попавший в объектив камеры, возмутится и поднимет вопрос о вмешательстве в его личную жизнь?
 
А.С.: Конечно, такая вероятность есть. Но законодательно у нас прописана возможность для возбуждения административного дела на основании рапортов сотрудников органов Госавтоинспекции, и так можно обнаружить нарушителя. И это правильная позиция, только так можно обеспечить порядок.

Читайте также:

Пресс-центр

Пресс-конференция на тему  «Вакцинация от гриппа – 2020: факты против мифов»

3 сентября, в четверг, в 12.00 в пресс-центре «Самарской газеты» состоится пресс-конференция на тему «Вакцинация от гриппа – 2020: факты против […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации