ЛюдиОбразование

Необычный учитель физики из Самары о мемах, Юрии Дуде и мужчинах-учителях

Роман Быков – молодой педагог. Он преподаёт в школе 67 физику, астрономию, технологию, ведёт фотофакультатив, кружки шахмат и робототехники.

Кроме того, Роман занимается спортом, изготовлением столярных изделий и съемкой шоу в традициях журналиста Юрия Дудя. Молодой самарский учитель рассказал о своем видении современной школы.

— Профессию учителя сложно назвать престижной. Почему вы выбрали именно ее?

— С одной стороны, это не очень престижная, а с другой стороны – очень сложная и интересная работа. Меня привлекают именно эти моменты. Должен признать, я осознал, что хочу работать в школе не сразу. Это произошло, когда я учился в Самарском аэрокосмическом университете. Я думал, как реализовать себя и решил преподавать. Однажды я зашел в школу за справкой для младшего брата и между делом спросил, нет ли свободных вакансий. Мне ответили, что есть вариант устроиться учителем информатики. Мне, конечно, ближе физика, химия и другие естественные науки. Однако, я остался в школе. Работаю там уже седьмой год.

— Сложно ли работать с детьми, поддерживать дисциплину?

— Великие ученые говорили: «Самое интересное в работе – управлять хаосом». Здесь я следую такому же принципу. Мои задачи — организовать работу большого коллектива, распределить роли, создавать крупные проекты. Трудности бывают, но я их преодолеваю.

— Что и кому вы сейчас преподаете?

— Сейчас я, в основном, веду два предмета: технологию с пятого класса и физику с седьмого. В этом году еще добавилась астрономия в одиннадцатом. Школьники полны энергии, они не ограничены шаблонами, которые часто приобретают студенты в университетах. Поэтому с ними можно придумывать много проектов.

— Насколько астрономия необходима школьникам?

— Изучая астрономию, мы получаем возможность понять – кто мы такие во вселенной. Ученики окружены бытовыми заботами и круглосуточной подготовкой к ЕГЭ, они забывают о философских темах. Об этом просто некогда рассуждать и думать. Образно говоря, когда мы постоянно живем в одном доме, иногда полезно выйти в соседний двор и посмотреть, что там твориться, чтобы улучшить свое место проживания. Также и при изучении устройства вселенной. Мы выходим мысленно в солнечную систему, в космос, понимаем, что нас ожидает, и откуда мы взялись. Все это расширяет кругозор.

Как и в геометрии, в астрономии есть много заданий, связанных с пространственным мышлением. Когда мы думаем – развиваем свой мозг. Это поможет не только в учебном процессе, но и в любой другой жизненной ситуации.

Я рад тому, что астрономия вернулась в школу. Считаю это нововведение вполне удачным. Но есть и не очень удачные новшества. Например, из года в год ужесточают требования к сдаче экзаменов. Из-за этого ученики, преподаватели и родители только страдают.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе?

— Наверное, главные проблемы в работе учителя: отсутствие свободного времени, небольшая зарплата и тяжелая нагрузка. На другой чаше весов – интересные проекты, постоянное развитие и самосовершенствование. С любыми проблемами нужно бороться, нужно просто смотреть на все с оптимизмом.

— Вы ведете не только уроки, но и факультативные занятия, кружки. Как спланировать свой день, чтобы не сойти с ума от работы?

— У меня несколько хобби, которые позволяют отвлекаться. В планировании дня мне помогают мобильные приложения в смартфоне, где я могу распланировать задачи. У меня есть правило: чтобы успеть все, нужно запланировать как можно больше. Необходимо работать и работать, чтобы прийти к поставленной цели. Она может быть маленькой или большой, но это помогает выйти на новый уровень.

— Современные дети отличаются от поколения школьников из девяностых и нулевых?

— Существует такое мнение, что они умнее многих взрослых, потому что знают, как быстро находить информацию. Школьники намного успешнее приспосабливаются к новым условиям.

Эти умения даже намного важнее накопленных знаний. Есть много справочников, всегда под рукой интернет, поэтому не нужно запоминать много информации. Но отсюда вытекает несколько проблем: дети пропускают важные моменты или учат предметы поверхностно. С одной стороны, мы работаем с поколением, которое родилось с планшетом в руках, а с другой стороны – это дети, которые требуют больше внимания и живого общения.

Если говорить про интересы, то, наверное, главная тема обсуждения современного школьника это мемы. Мем – это устоявшаяся единица культурной информации (в виде текста, музыки, фото или видео), созданная современным обществом для передачи от одного человека другому. Мемы очень быстро выходят за рамки одной школы, города или даже страны. Это то, что понимают все школьники. Применение мемов может стать хорошим способом для начала общения с детьми. Я сам часто их использую, чтобы найти контакт с ребенком.

— Вы запустили шоу на YouTube. Оно копирует интервью, которые делает Юрий Дудь.

— Сложно не заметить в медиапространстве появившееся два года назад шоу «ВДудь». Скучный формат интервью трансформировали в продукт высокого уровня, которым интересуются миллионы людей.

В школе у нас есть фотокружок, который я веду. Там мы занимаемся не только фотографией, но и видеосъемкой. Учимся делать качественное, красивое и полезное видео. Со старшеклассниками мы решили снять пробный выпуск собственного шоу «ВКось». Ученик десятого класса взял у меня интервью, где я рассказал о своей профессии и отвлеченных темах. Мы получили много положительных отзывов. Планируем продолжить проект.

— С учениками вы работали над проектом «Умный дом». Что из этого получилось?

— Сейчас такое время, когда вокруг людей появляется все больше высокотехнологичных вещей с дополнительными функциями: телевизоры, которые рекомендуют к просмотру определенные передачи, холодильники с программируемыми режимами работы, часы с показателями здоровья. В каждом здании есть датчики, видеонаблюдение, сигнализация. Если все это объединить, то получится система, которая представляет собой «умный дом». Люди могут контролировать всю технику, следить за домашними животными с помощью одного небольшого устройства, которое помещается в кармане.

Со школьниками мы придумываем новые способы взаимодействия человека с техникой. Три года назад с учениками мы представили наш проект «Умный дом» на школьной выставке. Для этого создали модель здания, оборудованного датчиками, которые отправляют информацию на главный компьютер. Центр управления домом связан с телефоном владельца. Если получится оборудовать «Умный дом» в реальных условиях, то в скором времени приступим к «Умной школе». Мы придумаем, как можно улучшить планировку зданий, упростить связь между учителями и учениками, какие датчики установить и так далее.

— Вы также занимаетесь изучением роли мужчин в процессе образования. По-вашему мнению, сильный пол все еще уступает слабому?

— Конечно, учителей женского пола в школах намного больше — практически 90 процентов. Так уж сложилось. Когда в школе появляется мужчина, он меняет подход к проведению урока. Мне кажется, что он больше экспериментирует, проводит нестандартные уроки. Ученики по-другому воспринимают учителя мужчину. Но в эту профессию привлечь мужской пол сложнее, так как прокормить семью на одну зарплату проблематично. Я ищу тех, кто все же работает в школах, знакомлюсь с ними и узнаю, каким образом они решают, в том числе, материальные проблемы. Их историями я делюсь на сайте bykovroma.tumblr.com. За три года работы я объединил несколько десятков учителей. Многие из них работают директорами или завучами.

— Вы планируете и дальше работать в школе?

— Сложно загадывать, что будет дальше. Может быть, я останусь в школе, а может – придется сменить место. Я еще не все свои идеи воплотил в жизнь, не все проекты реализовал. Потихоньку двигаюсь в этом направлении. Главное не обращать внимания на плохие мысли: «Вот, мне придется всю жизнь работать учителем. Ах, как скучно и грустно». Главное — работать с пользой для себя и для окружающих.

Метки
Показать ещё

По теме

2 комментариев

  1. «Отличная статья»
    И отличный человек! Спасибо, читал с интересом!

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение