Самое самарское

Самое самарское. Больше зелени

Жителям современного мегаполиса важен контакт с природой

В дни Чемпионата мира самой популярной достопримечательностью Москвы стал… парк «Зарядье». Популярнее Кремля и Красной площади! Почему? Причин много, но большая часть из них связана с тем, что жителям современного мегаполиса невероятно важен контакт с природой.

«Зарядье» — первая за последние 200 лет крупная зеленая зона Москвы, созданная в границах Бульварного кольца. А ее «начинка» — природно-ландшафтные зоны России — как никогда точно отвечает на запрос современного горожанина.

«Зарядье» — теперь уже важная часть туристического бренда Москвы и самая посещаемая туристическая достопримечательность столицы. Каждый приехавший в Москву считает своим долгом запостить фоточек из «Зарядья».

Очень вдохновляющий пример. Тем более что построен парк на пустыре. Чудо из ничего. Да, конечно, рядом Кремль и Красная площадь, нет нужды ехать час на маршрутке…

Но вот еще один пример зеленого брендинга, поближе. Проект по реконструкции комплекса озера Кабан у наших соседей — в Казани. Международный конкурс, в котором очень достойно выступили самарские архитекторы Ирина Фишман и Александр Шуткин, победа китайской(!) компании и прекрасная реализация. В итоге в центре Казани появился камыш, и многие люди приходят на него посмотреть. Говорят, сильно успокаивает и снимает стресс.

Прорыв или провал

Мы, самарцы, традиционно считаем свой город очень зеленым. А это уже давно не так. Конечно, нам на руку визуальное противостояние девственной природе Заволги. Но в том, что касается городского озеленения и общей экологической ситуации в Самаре, радоваться особо нечему. И уж тем более для имиджа города-курорта запыленная и голая Самара не подходит. Модно и выгодно быть экологичным. Достаточно обратиться к примеру той же Москвы, которая сегодня претендует на статус одной из самых зеленых столиц мира. А это в мире теперь очень котируется. Приставка «эко» продает все! Даже если не делать из этого туристический бренд, то хотя бы будет чем дышать. Это ведь всем надо, даже тем, кто из автомобилей не вылезает. Поэтому озеленение — это не просто хипстерская блажь, а насущная потребность мегаполиса. Если она не будет удовлетворена, мы просто умрем.

Парк или парковка

Самара, увы, продолжает развиваться в парадигме полувековой давности — автомобилизация любой ценой. Практически на всех улицах города продолжают уничтожать деревья ради новых парковок. Это наша реальность. Так же, как и высохшие кустики на месте спиленных гигантов. При этом ситуация в Самаре просто ужасающая. В среднем норма для современного города — 20 квадратных метров зеленой территории на человека. В Москве еще до начала массового озеленения было больше 30 метров.

А в Самаре мы тратим десятки миллиардов на новые развязки, экономический эффект которых крайне сомнителен, экологический вред огромен. Когда в Самаре последний раз создавалась новая большая зеленая зона? Или было высажено и прижилось деревьев больше, чем выпилено? Или застройщики предложили и реализовали масштабный зеленый проект? К сожалению, пока все наши усилия сосредоточены на создании комфортной среды, а экология и зеленые насаждения существуют только как часть этого процесса.

Даже конкурс, вроде бы вполне открытый и честный на реконструкцию Загородного парка, обставлен таким количеством «но», что сразу закрадывается сомнение — а хотят ли организаторы реализовать то, что обещают?

Скелет или каркас

Нашему прекрасному городу-курорту очень нужен экологический каркас. Это насущная необходимость — совокупность природных и условно природных экосистем, которые будут сохранять город. Его ландшафт, животный и растительный мир, состав атмосферы. В Загородном парке бегают белки. В Лондоне они бегают по всему городу — много деревьев, скверов. В основе каркаса должно быть несколько зон, минимально измененных человеком. Экологический каркас, его создание и разработка — одна из важнейших задач города. Наши соседи в Казани, конечно, уже разрабатывают. Силами МГУ и лучших экспертов. И это единственный возможный вариант. Потому что как бы ни были профессионально сильны наши зеленхозовцы, но взаимосвязь нарушения стоков, количества и проницаемости дорожных покрытий, увы, нам недоступна. Тем более что соседи наши не гнушаются экспертами. И занимаются этими вопросами давно и качественно. Потому что если не заняться этим сегодня, то вместо каркаса от города останется скелет, мало пригодный для обитания кого-либо, кроме авто.

Клумба или ландшафт

А если вернуться к теме города-курорта, то здесь вопросы экологии и озеленения, наверное, не надо дважды повторять. Какой может быть отдых в каменной печи? А каждое дерево снижает вокруг себя температуру на 1,5 градуса, дает тень, приятно шелестит листьями.

Активное использование современных методов озеленения может оживить Самару. Ведь у нас нет практически ничего из тех модных штук, что уже заполонили мир, Москву и Казань. Газоны и сады на крышах, вертикальное озеленение, ландшафтные парки и многое-многое другое, что по всем социологическим опросам очень радует горожан.

Возможно, что какие-то современные идеи будут реализованы в проекте Загородного парка. Но для миллионного города этого очень-очень мало. Нужны узлы и экологический каркас, нужны новые парки и для этого — новый уровень понимания этой ситуации. Впрочем, губернатор Самарской области когда-то работал на посту регионального министра экологии, поэтому можно надеяться, что уж эти вопросы обязательно будут в сфере его интересов, а значит — саду цвесть! Ну, или хотя бы поддержим высокое звание города-курорта. И сможем дышать.

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение