Для чего выпускникам нужны наставники

04.09.2018

26

Автор: Виктория Анистратова

Фотограф: Владимир Пермяков

Для чего выпускникам нужны наставники

В пресс-центре «СГ» состоялся круглый стол на тему «Институт наставничества в Самаре: состояние и перспективы». Эксперты обсудили, насколько развито это движение сейчас. Какие традиции прошлого применимы в современных условиях.

О проблемах молодых специалистов

Александр Дорофеев, руководитель управления развития кадровых ресурсов министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области

Александр Дорофеев рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются молодые специалисты при поиске первого рабочего места. С начала 2018 года в службу занятости обратились около 11 тысяч соискателей в возрасте от 14 до 29 лет. Более девяти тысяч из них были трудоустроены. Около 600 обратившихся — выпускники этого года, окончившие средние специальные и высшие учебные заведения. Из них трудоустроены около 250 человек.

— В большинстве случаев работодатель заинтересован в том, чтобы принять в штат человека, уже имеющего опыт работы, — говорит Дорофеев. — Поэтому у нас формируется отдельная база вакансий, где молодые люди могут пройти стажировку на рабочем месте. Сегодня в ней около 1200 предложений. Если соискателя все устроит на этом рабочем месте и у работодателя не будет к нему претензий, трудовая деятельность может быть продолжена.

Участники образовательного процесса

Светлана Агапова, консультант управления профессионального образования и науки министерства образования и науки

— Для подготовки хороших специалистов необходима тесная связь образовательных учреждений с предприятиями, на которых потом выпускникам предстоит трудиться, — считает Светлана Агапова. — С 2015 года Самарская область участвует в одном из проектов, которые курирует Агентство стратегических инициатив, — «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Когда мы стали вплотную заниматься дуальным образованием, стало очевидно, что необходимо развивать институт наставничества. Дуальное образование предполагает, что около 50% обучения происходит на предприятии, и студенту сложно обходиться без помощи более опытного человека. Также стало понятно, что и наставников необходимо обучать.

Наставник в дуальном обучении не только помогает на производстве. Он включен в образовательный процесс. Имеет возможность влиять на формирование и содержание учебной программы. В настоящее время в систему включено 298 предприятий, 40 профессиональных организаций, 1732 студента обучаются по 40 профессиям и специальностям.

Агапова рассказала, что в конце 2016 года в Самарской области было объявлено о проведении конкурса наставников. В первом, который состоялся в 2017 году, принимали участие только предприятия авиационно-космического профиля. В этом году границы мероприятия расширили. Смогли поучаствовать предприятия любой направленности. В списке участников — ПАО «Кузнецов», завод приборных подшипников. Лучшим наставником второй год подряд становится сотрудник РКЦ «Прогресс».

Заложено исторически

Татьяна Федорина, проректор по учебнометодической работе и связям с общственностью Самарского государственного медицинского университета

По словам Татьяны Федориной, в медицинском образовании институт наставничества заложен исторически, еще со времен елизаветинских госпитальных школ. Уже тогда обучение происходило непосредственно у постели больного под руководством практикующих врачей. И сегодня подготовка начинающих специалистов продолжается в медицинской среде. В Самарском регионе есть клинические больницы, на кафедрах которых обучаются студенты. Кроме того, у медуниверситета собственные клиники, которые входят в структуру образовательного учреждения. В них студенты проводят значительную часть времени на протяжении всех шести лет обучения, начиная с первого курса.

Подобные клиники, рассчитанные более чем на тысячу коек, имеются всего у пяти медицинских вузов России.

— Ректор нашего университета Геннадий Петрович Котельников — первый человек в Самарском регионе, удостоенный почетного знака «За наставничество», — говорит Федорина. — Когда Геннадий Петрович стал ректором, он выдвинул лозунг, который все мы тут же подхватили. Сказал, что в медицинский вуз мы приходим, чтобы реализовать триединую задачу: лечить, учить, заниматься наукой. Ни один из этих пунктов не должен выпадать. В этом лозунге очень четко прослеживаются задачи наставничества. Не только передавать теоретическо-образовательную часть своей профессии, но и учить лечить.

Федорина отметила, что среди наставников много людей пенсионного возраста.

— Участие людей старшего поколения в наставничестве — это обоюдовыгодное общение, — считает она. — Молодежь получает бесценные знания, которые нельзя взять ни от кого другого. А люди старшего поколения могут полноценно участвовать в образовательном процессе, получают дополнительный стимул работать.

Стимул для наставников

Диана Носова, начальник упраления персоналом ПАО «Кузнецов»

Михаил Гашков, заместитель главного технолога ПАО «Кузнецов», наставник

— Блок наставничества предусматривает целую систему закрепления молодого специалиста на предприятии, поэтому ему уделяется очень большое внимание, — комментирует Диана Носова.

Наставничество присутствует практически во всех молодежных адаптационных программах, реализуемых в ПАО «Кузнецов». Например, «Молодой специалист». Она нацелена прежде всего на представителей рабочих профессий. В рамках этой программы молодые специалисты получают единовременную дотацию 40 тысяч рублей и в течение трех лет ежемесячную доплату в размере трех тысяч рублей. Наставник, который сопровождает этого работника в названный период, получает доплату в одну тысячу рублей.

Еще одно направление — закрепление наставников за молодыми рабочими. Периоды работы различные, в зависимости от того, какое образование и какой опыт имеет молодой сотрудник. Доплаты за наставничество тоже разные. В среднем от одной до трех тысяч рублей в месяц. Также наставников закрепляют за студентами, пришедшими на производственную практику. За одним может быть до шести обучающихся.

— Наставники тоже проходят обучение, — пояснила Носова. — Среди них люди разного возраста, в том числе молодые ребята, уже достигшие определенной квалификации. Есть и люди старше 70 лет, накопившие огромный опыт и теперь передающие его коллегам. Немаловажно для наставника — огромное желание работать. В прошлом году сотрудник нашего предприятия Александр Долгов занял второе место в областном конкурсе. Этот человек — прекрасный технарь и замечательный педагог.

— Современное предприятие идет по пути внедрения высокотехнологичного оборудования, которое требует соответствующей квалификации рабочих, — говорит Михаил Гашков. — На таком оборудовании все чаще работают ребята с высшим образованием, а то и с двумя. Молодые наставники, имеющие такой опыт работы, оказывают значительную помощь в обучении новых сотрудников.

Михаил Гашков рассказал, что наставники участвуют в конкурсах профмастерства, а еще активно общаются между собой. Для этого создано специальное российское сообщество.

— Для нас это смысл жизни — обучать молодых сотрудников, чтобы они получали от работы не только материальное, но и моральное удовлетворение, — подытожил Гашков.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации