О том, как синематограф пришёл в Самару. Часть 1

03.09.2018

169

Автор: Татьяна Гриднева

О том, как синематограф пришёл в Самару. Часть 1

Центр российской кинематографии, разместившийся в «Художественном», открыл в своем арт-фойе интереснейшую фотовыставку. Здесь можно увидеть не только старинные снимки, но и копии удивительных документов, которые свидетельствуют: о живой движущейся фотографии в нашем городе узнали всего через три года после изобретения синематографа братьями Люмьер. А к 1914-му в Самаре действовало уже более трех десятков кинозалов и кинотеатров. Вот, оказывается, какими страстными любителями большого экрана были наши предки!

В ногу со временем
Самара никогда не была глухой провинцией, как представлялось совсем недавно многим историкам. И не только потому, что довольно многие ее жители — дворянство, купцы, мещане — считались людьми образованными, выписывали не только столичные, но и зарубежные журналы и газеты. А еще и потому, что самарцев всегда отличали природное любопытство и живой ум.

Не случайно быстро по историческим меркам пришел в наши края вскоре после своего изобретения братьями Люмьер диковинный кинематограф. Французы подали заявку на патент в феврале 1895-го, а уже через три года фильмы начали демонстрировать в Самаре.

27 мая 1898-го в «Самарской газете» было опубликовано объявление о предстоящем сеансе синематографа, или «движущейся, живой, во весь рост фотографии». С кинопроектором и фильмом в наш город приехал санктпетербургский гастролер-коммерсант, имя которого, по словам самарских краеведов, неизвестно. Но можно предположить, что это все тот же господин Г.Т. Аксенов, о котором и сообщала «СГ» в своем объявлении. В представленной на выставке в «Художественном» газетной вырезке привезенная им техника называется «единственный в мире аппарат живой движущейся фотографии». Конечно, не в мире. Но, возможно, единственный на тот момент в России.

Из объявления в «СГ»: 

«Сегодня, в воскресенье, 14 июня Бенефис администратора дирекции Люмиэра Г.Т. Аксенова. Единственный в мире аппарат живой движущейся фотографии СИНЕМАТОГРАФ даст небывалый сеанс потрясающих картин. Подробности в афишах и программах. Начало в 9 с половиной часов. По окончании Танцевальный вечер до 2 часов ночи».

«Биоскопная» лихорадка 

Движущиеся картины братьев Люмьер настолько потрясли самарцев, что их предприимчивые земляки решили сделать из синематографа прибыльный бизнес. Как грибы стали появляться в нашем городе разнообразные «биоскопы». А просмотр движущихся картин стал для всех слоев горожан любимым развлечением. По материалам исследований самарских историков была составлена хронология постепенного «обиоскопивания» нашего города.

Первым постоянным «электротеатром» стал деревянный сарай на месте нынешнего Дома промышленности. Летом 1906 года это раскрученное место арендовал германский подданный Карл Бемер. Он построил каменный павильон для биоскопа с железной крышей. В таком «зрительном зале» отгораживалась будка для аппарата, обычно у входа в помещение или над ним, а зрители сидели на скамейках и стульях.

В 1907 году появился кинотеатр «Экспресс» на нижнем этаже гостиницы «Националь» на углу улиц Панской и Саратовской (Ленинградской и Фрунзе).

Тогда же открылся «ЭлектроБиоскоп» на Дворянской улице (Куйбышева, 88) в доме Тепляковых. Открыл свои двери для широкой публики и цирк-театр «Олимпъ» братьев Калининых на углу улиц Саратовской и Москательной (ныне улицы Фрунзе и Льва Толстого). После цирковых представлений там показывали новейшее кино из Франции.

В этом же году заработал «Грандъ-Электро» мещанина Степана Филимонова на углу Москательной и Сокольничьей (угол Льва Толстого и Ленинской). Появился и первый «Модернъ» на углу Саратовской и Заводской (улицы Фрунзе и Венцека) в бывшем помещении Благородного собрания. В нем была новинка — хрономегафон, который озвучивал картины.

В начале 1908 года почетный гражданин Сергей Троицкий подал специальное прошение в городскую управу. Он хотел установить на две недели у берега Струковского сада под Алексеевской улицей (ныне Красноармейская) на Волге баржу с плавучим театром электросинематографа. Но получил разрешение не сразу, так как отцы города забеспокоились о здоровье граждан. В июне биоскоп осмотрела специальная комиссия и признала безопасным.

В феврале 1908 года журнал «Сине-Фото» писал:

«К 1908 году в Самаре образовалось такое количество биоскопов (около 15-ти), что в конце концов часть их, плохо обеспеченная материально и не способная конкурировать с другими, более лучшими, закрылась».

Согласно постановлению МВД

В связи с бурным шествием кинематографа по России министерство внутренних дел вынуждено было разработать строгие правила, исключающие возгорание устройств, а также причинение вреда зрителям при эвакуации во время пожара. При постройке новых кинотеатров следовало также думать о комфорте и обеспечивать достойные условия просмотра для битком набивавших залы электротеатров зрителей. Нужно было разработать и правила шумоизоляции, дабы не мешать отдыху проживающих рядом горожан.

Царское правительство выпустило специальный свод правил. Вот выдержки из «Общих положений устройства кинематографических театров»:

«Кинематографические театры могут быть обустроены как в каменных, так и в деревянных зданиях. В каменных — не выше второго этажа, в деревянных — только на первом. Воспрещается их устройство в подвальных этажах. Если кинотеатр устроен в специальном здании, то оно должно быть окружено со всех сторон свободным местом шириной не менее 5 саженей и 10 саженей, если кинематограф устроен в балагане».

Устроенные в каменных домах помещения должны были отделяться от соседних зданий капитальной стеной. А лестницы, ведущие в залы для просмотра, так же, как и лестничные клетки, следовало сооружать из негорючего материала, предпочтительно кованого железа. Пройдя по кинотеатру «Художественный», можно видеть, что архитектор точно учел все пожелания и правила МВД. Окончание следует.

Из материалов Первого всероссийского съезда кинематографических деятелей, Москва, 1911 год: 
«Стать школой ума и души — вот задача синематографа!»

Справка «СГ»
Патентная заявка на изобретение синематографа была подана 13 февраля 1895 года. Первый публичный сеанс проведен в Париже 22 марта 1895 года, однако днем рождения кино официально считается 28 декабря того же года, когда в Grand Café на бульваре Капуцинок прошел первый коммерческий показ фильмов братьев Люмьер.

Цифры
К 1913 году в Самаре насчитывалось 34 кинотеатра. Многие закрылись в годы Первой мировой войны, и к 1916-му их осталось всего 11.

ТЭГИ:

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации