Об истории самого большого кладбища дореволюционной Самары

30.08.2018

1381

Автор: Ирина Исаева

Об истории самого большого кладбища дореволюционной Самары

Как часто, проходя по улицам города, вы задумываетесь о том, что здесь было раньше? Какие дома здесь стояли, какие люди жили? А может быть, тут был погост?

Самое большое кладбище дореволюционной Самары — Всехсвятское когда-то находилось на территории Железнодорожного района. Оно было основано в середине позапрошлого века. Своим названием кладбище обязано одноименному храму, который находился на его территории. Помимо него здесь располагалась Константиновская богадельня — приют для бездомных и стариков. Также на территории находился городской морг. Кладбище было «толерантным». Здесь хоронили представителей самых разных конфессий: православных, старообрядцев (поповцев и беспоповцев), католиков, татар, караимов и даже сектантов-баптистов. Комплекс тянулся от железной дороги через нынешнюю Комсомольскую площадь по улице Спортивной до перекрестка с Вилоновской и по нынешней улице Урицкого.

— На Всесвятском кладбище были похоронены мать легендарного Федора Шаляпина, мать писателя Алексея Толстого Александра Толстая-Бостром, академик Сергей Платонов, — рассказывает главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный.

Последний приют здесь нашли и знаменитый городской глава Михаил Челышов, и актер Виктор Мамонтов. О его трагической гибели газеты 1911 года писали так: «Потрясающая драма в Самаре!». Мамонтов, игравший фавна в сказке, пытался потушить возникший на сцене пожар, но в результате загорелся его костюм. Спасти актера врачам не удалось. Рядом с Мамонтовым была похоронена кузина писателя Куприна актриса Островская.

Кладбище работало еще в 20-х годах прошлого века, более того, его благоустраивали: сделали ограду и калитку. Но в то непростое время было и немало вандалов. Совсем рядом находились склады, где принимали металлолом: нечистые на руку граждане не брезговали воровать не только ограды, но и памятники. В конце декабря 1929 года все самарские храмы лишились колоколов. Летом 1930-го горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты», фактически узаконив разграбление. Новое кладбище открылось на улице Партизанской, а старое постепенно уничтожалось и застраивалось. Камень реквизировали на нужды государства. Свидетельства тех событий можно увидеть и сейчас. В частности, весной 1989 года в ходе ремонтных работ у входа в Окружной дом офицеров жители видели распиленные надгробные памятники из мрамора и известняка: в свое время их использовали при строительстве дороги. Недавно поблизости нашли плиту с могилы полководца Николая Щорса, из нее был сделан участок бордюра на улице Фрунзе.

— Еще в 60-е годы, когда я был мальчишкой, часть кладбища, примыкавшая к улице Красноармейской, частично сохранилась, — вспоминает Завальный. — Она заросла кустарником, но нас, конечно, это соседство пугало. Ребята из нашего дома рассказывали мне, что частенько по ночам видели какието белые фигуры в саванах, проходившие сквозь стены. Видимо, жилая застройка в таких местах не лучший вариант. На мой взгляд, стоит создать небольшой мемориал, посвященный памяти знаменитых людей, упокоенных на Всехсвятском кладбище. Например, где-нибудь в районе Крымской площади.

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации