История легендарного «Прогресса». От велосипеда до ракет

12.04.2019

2532

Автор: Константин Иванов

История легендарного «Прогресса». От велосипеда до ракет

Самару часто называют космической столицей России. Одна из причин — ракетно-космический центр «Прогресс» — всемирно известное предприятие.

Уже 61 год, как на волжской земле с легкой руки Главного конструктора Сергея Павловича Королева разрабатывают и производят ракеты-носители среднего класса и космические аппараты для космической съемки и проведения научных экспериментов на орбите Земли. Рассказываем в День космонавтики об истории легендарного предприятия.

Знаменитые ракеты-носители «Союз» считаются самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей, а также большинства отечественных космических аппаратов. В центре Самары установлен монумент «Союз». Ракета стоит вертикально, как на старте. Запусков самарских ракет будет еще множество, ведь ракето- и аппаратостроители продолжают работу.

От велосипеда до самолета

Истории «Прогресса» уже более 120 лет. Предприятие было основано в конце XIX века в Москве, и тогда это была мастерская по ремонту велосипедов. В начале XX века уже на заводе «Дукс», что в переводе с латыни «ведущий», было основано одно из первых в России производство аэропланов и дирижаблей. 70% самолетов российской армии, что были задействованы на фронтах Первой мировой войны, были собраны именно на том заводе.

В советские годы Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ №1) успешно освоил производство многочисленных экспериментальных и серийных образцов авиационной техники. Многие рекорды по высоте и дальности полетов русские пилоты устанавливали на самолетах ГАЗ №1.

История легендарного «Прогресса». От велосипеда до ракет

В годы Великой Отечественной войны Государственный авиационный завод №1 эвакуировали из Москвы в Куйбышев. На нем выпускали штурмовики Ил-2 и Ил-10 — по 15 самолетов в день. Более 16 тысяч крылатых машин было произведено за время войны.

После Великой Отечественной в 1946 году в экстремально короткие сроки завод освоил производство первых реактивных самолетов МиГ-9, позже — МиГ-15, МиГ-17, а также бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16.

В январе 1958 года правительство Советского Союза приняло решение поручить ГАЗ №1 выпуск ракетной техники. Главный конструктор Сергей Королев лично объехал предприятия в разных уголках СССР и остановил свой выбор на Куйбышевском авиационном заводе. Менее чем за год специалисты освоили производство принципиально новой техники.

Звездная эра

Две ступени ракеты, что 12 апреля 1961 года вывела в космос корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту, были собраны в стенах именно завода №1. Но тогда это мало кто знал. Из-за режима секретности информацией о том, что на куйбышевском предприятии собирают ракеты-носители и спутники, владел очень ограниченный круг людей.

С начала 1960-х годов конструкторы и специалисты куйбышевского филиала королевского ОКБ-1 (с 1974 года — ЦСКБ, с 2014- го — АО «РКЦ «Прогресс») также занимаются разработкой космических аппаратов различного назначения. На предприятии изготавливали самые современные для своего времени спутники: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс», «Бион», «Фотон» и другие.

[box type=»info» align=»» class=»» width=»»]Самарский «Прогресс» 60 лет изготавливает самую современную технику — ракеты-носители и космические аппараты, в коллективе сложились уникальные конструкторские и производственные традиции. Специалисты РКЦ принимали участие во многих масштабных отечественных и международных космических проектах.[/box]

В советское время «Прогресс» участвовал в масштабных космических проектах: в создании «лунной» ракеты Н-1, а также многоразовой космической транспортной системы «Энергия-Буран». В 1988 году, 30 лет назад, состоялся ее первый и единственный полет. Сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» изготовлена на «Прогрессе». Участие в этих грандиозных проектах дало специалистам колоссальный проектно-конструкторский и производственный опыт.

За космическую историю предприятия конструкторы разработали более 10 модификаций ракет-носителей: «Восток-М», «Восход», «Молния-М» и «Союз». Современные, конечно, в чем-то похожи на гагаринскую ракету, сохранен принцип сборки, но «Союз-ФГ» и «Союз-2» технически более совершенны. С 2011 года только самарские «Союзы» обеспечивают доставку космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию.
История легендарного «Прогресса». От велосипеда до ракет

2018 год был ознаменован для «Прогресса» несколькими юбилейными датами. В мае исполнилось 45 лет с начала эксплуатации самой массовой ракеты-носителя «Союз-У». Ее запуски выполняли с 1973 по 2017 год. 45 лет назад был запущен и первый научный спутник из серии «Бион».

Четыре десятка лет прошло с принятия в эксплуатацию аппарата дистанционного зондирования Земли «Янтарь-2К». Это была первая оригинальная разработка коллектива ЦСКБ.

В октябре исполнилось полвека с первого пилотируемого успешного пуска РН «Союз».

Сейчас «Прогресс» участвует в современных космических проектах, в их числе — создание перспективных ракет-носителей, таких как «Союз-5», и различных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. И это уже реальные планы коллектива ракетно-космического центра на будущее.

[box type=»success» align=»» class=»» width=»»]На конец июля 2018 года «Прогрессом» осуществлено 1890 пусков ракетносителей, выведено на орбиту около 1000 космических аппаратов собственного производства. «Прогресс» — единственное в мире предприятие, осуществляющее пуски ракет-носителей с четырех космодромов: «Байконур», «Плесецк», Гвианского космического центра в Южной Америке и с 2016 года — с первого в России гражданского космодрома «Восточный» в Амурской области.[/box]

Читайте также:

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации