Культура

Доцент кафедры актерского искусства Вадим Горбунов о премьерах и актерах «Учебного театра»

Самая большая труппа и самые молодые актеры, самый быстро сменяющийся репертуар и самые взволнованные зрители — «Учебный театр» при Самарском государственном институте культуры существует уже пять лет. В начале шестого сезона доцент кафедры актерского искусства Вадим Горбунов рассказал «СГ» об особенностях этого необычного театра.
— Основу репертуара «Учебного театра» составляют спектакли выпускных курсов (третьего и четвертого) — актерского и режиссерского. Для чего мы затеяли эту историю? Нам важно, чтобы ребята понимали, как роль развивается. Зрители часто смотрят спектакли третьекурсников, а потом их же — на следующий год. Зачастую видна существенная разница. Пройдя год обучения, они начинают понимать более тонкие вещи, нарабатывают навыки и играют с другим осмыслением.

— У зрителей есть свои фавориты среди спектаклей?

— Каждый год находятся такие, но репертуар обновляется довольно быстро, и они не задерживаются. Публика больше любит комедии. Студентам все равно, в каком жанре существовать, когда спектакль удается. С удовольствием играют серьезные драматические вещи. Думаешь: они же должны уставать и с опаской относиться к этому спектаклю. Однако им нравится. Например, «Марьино поле» — очень тяжелая вещь, со сложным драматическим существованием. Там три главные женские роли. Девочки тянут всю линию, полтора часа непрерывно находятся на сцене. Это очень сложно внутренне, но они любят его. А есть «Звездный калейдоскоп» — пародии на популярных российских исполнителей. И его тоже любят. Это весело: выйти, например, в роли Лепса — и смешно, и хорошо воспринимается публикой. Молодые актеры еще мало чего играли. Им хочется на сцену, проверять свое мастерство, то, чему они научились, дарить что-то публике. 

Наши зрители стесняться не будут — после спектакля могут дождаться артистов и обсудить все увиденное. Кроме того, у нас есть группа «ВКонтакте», где часто оставляют отзывы. Зрители бывают разные. Прежде всего это родственники и друзья студентов. Они хотят увидеть, чем занимаются их сыновья, дочери, подруги. А дальше — контингент совершенно разный. Были делегации из школ — в основном, конечно, на классику. Много ребят из институтов приходит — мы вешаем афиши в вузах. Разброс большой.

— Самарские режиссеры часто приходят в «Учебный театр» за пополнением труппы?

— В конце учебного года у нас есть особая декада: через день выставляются все спектакли выпускного курса. На эти дни мы приглашаем режиссеров самарских театров, чтобы они могли посмотреть и оценить финальную работу выпускников. Приезжают набирать в труппу и из других городов — Тольятти, Сызрани, Балаково.

— 1, 2 и 3 декабря в «Учебном театре» состоится премьера — «Самоубийца» Николая Эрдмана в вашей постановке. Чем он вас привлек?

— Меня всегда интересовала эта пьеса. Долгое время она была запрещена в Советском Союзе, а когда ее первый раз издали, мы читали запоем. В ней есть странная вещь: игра с жизнью и смертью. Когда человек находится на грани между ними, с него сбрасываются все условности и оковы. Он может говорить все, что думает, у него нет никаких обязательств, потому что он знает, что завтра его уже не будет. К тому же текст очень смешной, полный парадоксов.

— Молодым студентам трудно почувствовать контекст того времени, специфику юмора начала ХХ века?

— Да, им тяжело, но мы специально берем такие сложные пьесы, чтобы они прошли через этот процесс. Надо обязательно изучить эпоху, прежде чем начинать работать над ролью. Они смотрят старые фотографии и газеты того времени. Я настаиваю на том, чтобы были прочитаны Ильф и Петров, Зощенко, чтобы они посмотрели «12 стульев» Марка Захарова — фильм, который очень хорошо передает атмосферу начала ХХ века. Конечно, они не очень хорошо понимают политическую сатиру. Мы вместе пытаемся разобраться в этих вопросах.

— Вы делаете скидку на то, что в «Учебном театре» работают не профессиональные актеры, а студенты?

— Мы не позволяем им задумываться об этом. И у них есть то, чего нет у профессиональных артистов: бесшабашная энергетика, которая может захлестнуть зрительный зал и которой нет в солидных театрах. Даже если они что-то не доигрывают с точки зрения актерского мастерства, могут добрать своей энергетикой, открытостью, наивностью, легкостью. У них нет груза, который висит на заслуженном артисте: «Я обязан держать марку и играть хорошо». Но спрашиваем мы с них строго: это учебный процесс, и нам важно, чтобы, придя в труппу, они выкладывались на сто процентов.

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение