В театре «Самарская площадь» представили спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо

31.08.2017

31

Автор: Маргарита Петрова

В театре «Самарская площадь» представили спектакль по пьесе Эдуардо де Филиппо
«Любовь — это такая игра, в которой выигравшему достается смерть», — научил нас Атос много лет назад. Мода на французские и итальянские страсти заставляла граждан Советского Союза жадно ловить все фильмы, снятые по мотивам иностранных книг или пришедшие «оттуда». Одним из них была мелодрама «Брак по-итальянски» с самыми знаменитыми итальянскими артистами 60-х — Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. В основу фильма легла пьеса Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». 
 
Драматург известен самарскому зрителю в том числе по постановке «Человек и джентльмен» в Самарском академическом театре драмы. А теперь и по спектаклю «Филумена Мартурано» в театре «Самарская площадь», премьера которого состоялась на прошлой неделе. 
 
Московский режиссер-постановщик Ирина Керученко (ученица Камы Гинкаса) второй раз работает с труппой «Самарской площади». Ее «Кроткая» по повести Федора Михайловича Достоевского стала жемчужиной репертуара театра и одержала победу на XIX Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Достоевского (Великий Новгород — Старая Русса). 
 
Ее второй самарский спектакль тоже об отношениях мужчины и женщины. В нем серый холод петербургского неба сменился жарким солнцем Неаполя. Главная героиня не теряет надежды связать себя узами священного союза с мужчиной всей своей жизни, который когда-то забрал ее из публичного дома и держал у себя как некий гибрид любовницы, служанки и управляющего. Филумена играет нечестно. Но о какой честности может идти речь в поединке, где правила не установлены? Несмотря на предостережение французского мушкетера, здесь, к счастью, никто не умер. Напротив — «смерть» приносит свои плоды. «Ложное умирание» Филумены с целью обманом женить на себе Доменико — завязка истории, с которой начинается сценическое повествование. 
 
Крики, истерика, швыряние вещей… Этот каскад итальянских страстей являет зрителям не героиня, а герой. Доменико Сориано в исполнении Олега Сергеева — немного уставший и немного седой 50-летний мужчина, зажатый в тиски противоречий. С одной стороны, он хочет заслуженного покоя, с другой — не желает признавать себя старым. Ему привычно с Филуменой, но жениться на молоденькой девушке — значит доказать всему миру и себе в первую очередь, что ты еще жеребец. 
 
Другое дело Филумена. Она точно знает, чего хочет. Благополучия для себя и своих троих сыновей, о которых Доменико не подозревает. В ход идут обман и воровство — двадцать лет она тайком (причем даже от детей) содержала их на его деньги. Филумена тащит на себе огромный дом и бизнес Сориано, а также своих сыновей, но при этом остается настоящей женщиной. Героиня в исполнении Натальи Носовой вызывает искреннее умиление в те моменты, когда в ее речи проскакивает интонация ребенка. Например, когда она признается в том, что долгие годы обкрадывала Доменико, или обиженно дует губы: «Мы поженились, и нас обвенчала церковь» — того и гляди скажет: «Так нечестно! Я так не играю!». 
 
В ней нет ничего итальянского. Может быть, в этом причина того, что многие зрительницы в зале так близко к сердцу приняли ее историю женщины и матери. Подобным же образом — не через вытягивание итальянского из русской актрисы, а через обнажение наших национальных черт решена постановка этой же пьесы в Малом театре, где главные роли исполняют народные артисты Ирина Муравьева и Юрий Соломин. 
 
Одна из сцен и вовсе как будто перенесена в нашу страну. Когда Филумена пишет послания сыновьям, свет почти гаснет, скрывая от зрительских глаз сияние хрустальной люстры и великолепие богатых палат дома Сориано, созданных художником Марией Утробиной. В полумраке обои выглядят уже не роскошными, а обычными — которыми оклеены тысячи «хрущевок». Филумена сидит, подперев руками голову, а рядом — обеспокоенная подруга, которая хотела бы помочь, но не понимает как. 
 
Комедийный дуэт преданной служанки-подруги Розалии и камердинера Альфредо призван оттенить мелодраматические страсти главных действующих лиц. И пара талантливых артистов, Виктория Просвирина и Владимир Лоркин, могла бы прекрасно справиться с этой задачей. Но пока — во время премьерного показа — их роли выглядят как некие наброски, не прорисованные до конца. 
 
Так же второстепенно-необязательно на фоне главной пары спектакля смотрится трио сыновей в исполнении Павла Скрябина, Сергея Булатова и Романа Лексина. Почему дети мгновенно простили внезапно обретенную мать, которая скрывалась от них двадцать лет? Почему им неинтересно, кто их отец? Эта недосказанность размывает достоверность истории, так старательно прорисовываемой центральными персонажами. 
 
История отдельно взятой семьи в финале поднимается до вселенского масштаба. Герои в окружении сияющих планет и звезд, идиллически обнявшись, начинают свое совместное путешествие в мир семейного быта. Не в этот ли космос посылала свои молитвы Филумена, когда одинокая и беременная стояла на распутье перед статуей девы Марии? И вот, одержав победу над строптивым Доменико, Филумена с безмерной щедростью триумфатора наделяет его бесценным выигрышем — детьми.

Возрастной рейтинг спектакля — 16+

 

Читайте также:

Лента новостей

Самарские школьники могут бесплатно посетить экскурсии по музеям и местам боевой славы

Такую возможность предоставляет Всероссийский патриотический проект «Дороги Победы».

Новости

В Самарской области организуют дистанционные религиозные службы

Трансляция служб начнется со следующей недели. В пятницу, 27 марта, губернатор Дмитрий Азаров объявил о введении дополнительных мер в Самарской области по […]

Общество

В пансионатах, приютах и детских домах Самары ввели карантин

Все новые социальные услуги граждане смогут получать удаленно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации