Экспонат

Экспонат: Музей истории наземного городского электрического транспорта

История развития наземного электрического транспорта (трамвая и троллейбуса) Самары в деталях.

В СТАРЕЙШЕМ ДЕПО

19 марта 1982 года открылся уголок истории трамвайно-троллейбусного управления, который со временем вырос в полноценный городской музей, посвященный истории наземного электрического транспорта. В нем можно узнать, кто спроектировал первый российский трамвай, на чем самарцы передвигались в XIX — XX веках, какие специалисты развивали трамвайно-троллейбусное дело и как это отразилось на городе. Наглядно демонстрируется поэтапное становление электрического общественного транспорта на протяжении двух столетий.


Инициаторами создания музея выступили ветераны труда предприятия. Главным организатором, а впоследствии первым заведующим музеем стал Андрей Петрович Иоргов, участник Великой Отечественной войны, ветеран трамвайно-троллейбусного управления, посвятивший ему 60 лет. Фонд музея собирался всем миром — участвовали ветераны, руководители и рабочие предприятия, историки, журналисты, специалисты музеев и архивов города.


Помимо выставочной экспозиции посетители могут заглянуть в вагоноремонтные мастерские старейшего городского трамвайного депо, расположенного на пересечении улиц Полевой и Мичурина. Именно отсюда в феврале 1915 года выехал первый в Самаре электрический трамвай. Более века это депо продолжает свою общественно значимую работу.


ИСТОРИЯ В ПРЕДМЕТАХ

Сегодня в фонде музея более 5000 экспонатов, среди которых внушительное количество подлинников. Например, рабочие документы и публикации в печатных изданиях. Один из самых ценных — подлинный экземпляр проекта постройки самарского трамвая от 1911 года, предложенный инженером-технологом Павлом Антоновичем Суткевичем и впоследствии удачно им реализованный. А также журнал «Огонек» за март 1915 года со статьей «Первый русский трамвай». В ней с гордостью сообщалось об открытии в Самаре движения электрического трамвая, построенного исключительно своими силами — без использования иностранных запчастей и участия зарубежных специалистов. Здесь же учебники математики начала XX века, по которым учились первые работники самарского депо, а также инструкция для кондукторов 1939 года.


Большая коллекция фотографий. На одной из них можно увидеть даже первую аварию с участием трамвая и автомобиля, произошедшую в 1935 году.

В экспозиции представлены инструменты для обслуживания электрического транспорта. Обустроено рабочее место вагоновожатого — такое, каким оно было в первых трамваях.

— Водитель тогда работал только стоя, открытая кабина без отопления даже в зимнее время. Такие трамваи строили в Коломне и других городах и использовали до 1960-х годов, — рассказала заведующая музеем Алевтина Новикова. — На остановках вагоновожатый следил за посадкой, и когда все пассажиры были в салоне, с помощью специального рычага давал сигнал кондуктору. Тот в свою очередь находился в другой части вагона, и если все было в порядке, то давал ответный сигнал, прозвонив в колокольчик. После чего закрывал двери салона, и трамвай трогался.

Отдельная часть экспозиции посвящена оплате проезда. Здесь можно проследить, как менялись билеты: от самых первых 1915 года до современных. Есть касса с выдачей отрывных билетов по методу самообслуживания, которые были в ходу в 1960 — 1980 годах.


— Когда использовали подобные монетные кассы, за день на предприятии набиралось несколько ведер мелочи. Чтобы решить сложности с сортировкой, наши умельцы сконструировали разделитель. В него насыпали деньги, включали электромотор, и монеты разных диаметров расфасовывались по отдельным мешкам, — рассказала Алевтина Валентиновна.


Уникальная серия экспонатов, представленных в виде макетов, — исторический ряд моделей трамваев, включая те, что на конной тяге, и троллейбусов. Есть макет снегоочистителя для обледенелых рельсов.


Кроме того, в экспозиции выставлены форменные костюмы разных годов для вагоновожатых и жилеты безопасности, которые носили кондукторы. Из раритетных экспонатов — счеты начала XX века, которыми пользовались в бухгалтерии предприятия, телефонный аппарат для селекторной связи, который задействовали с 1947 года, электрическая печатная машинка 1950-х годов.


Из общей мирной экспозиционной картины музея выбиваются военные экспонаты — артиллерийские боеприпасы разного калибра и части реактивных снарядов легендарной «Катюши». Во время Великой Отечественной на первом этаже ремонтных мастерских располагался военный цех, из которого напрямую на грузовых вагонах снаряды везли на железнодорожный вокзал, грузили в эшелоны и отправляли на фронт.

В музее ветеранам предприятия и участникам войны посвящена отдельная комната. Фотографии героев, награды, обмундирование, письма с фронта, личные вещи. К особенно ценным экспонатам можно отнести гармонь работника энергохозяйства Василия Ивановича Теленкова, которая была с ним на фронте всю Великую Отечественную.


ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Многие, конечно, видели уникальный исторический объект, который стоит на открытой площадке предприятия. Это вагон №12 образца 1915 года с прицепной платформой-верандой №112 образца 1926 года. Отреставрированный в 1980-е передвижной ретротрамвай не раз осуществлял парадные заезды и катал горожан во время праздников. Но с 1994-го он прочно обосновался у главных ворот депо. Видно его издалека, но заглянуть внутрь и почувствовать себя вагоновожатым или пассажиром могут только гости музея.


Также на территории установлена памятная стела, посвященная основателю и первому руководителю самарского трамвайного предприятия Суткевичу. А также мемориальный комплекс и часовня, которые посвящены участникам Великой Отечественной войны и заслуженным работникам предприятия.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Трамвай

С 1895 года в Самаре можно было передвигаться на конных трамваях, в народе их называли конкой. Их обслуживала частная бельгийская компания. В начале XX века в крупных городах России стали появляться электрические трамваи. Самара не стала исключением, и в 1909 году городская дума проголосовала за его строительство. Кроме того, решила сделать его муниципальным, чтобы не терять довольно внушительный доход. Самарский электрический трамвай впервые вышел в рейс во время Первой мировой войны — 25 февраля 1915 года (по юлианскому календарю — 12-го). Он двигался по маршруту «Трамвайный парк (ныне депо на улице Мичурина)» — «Алексеевская площадь (ныне площадь Революции)». Тогда трамвай развивал скорость до 22 км в час. Билет стоил 3 копейки. Автором проекта и руководителем строительства всех производственных объектов был инженер Суткевич.


Сначала парк предприятия состоял из шести вагонов, а к концу 1915-го — уже из 60. Ездили они по пяти городским маршрутам, охватывавшим весь город. Расширение сети способствовали появлению в городе электрического уличного освещения. Конка же в итоге не выдержала конкуренции и сошла с дистанции.

Троллейбус

В 1942 году тыловой Куйбышев принял рабочих эвакуированных заводов, и население города увеличилось в разы. Основная часть людей проживала в центральных районах города. Нужно было обеспечить их передвижение к вокзалу и к Безымянке, где размещались заводы. Тогда на помощь трамваю решили пустить троллейбусы. Как раз на привокзальной площади размещалась их стоянка. Больше 100 эвакуированных из Москвы троллейбусов марки ЯТБ-2 Ярославского производства.


Уже 6 ноября 1942 года в городе открывается первая линия троллейбуса по маршруту «Железнодорожный вокзал» — «Площадь Революции». Активное же развитие троллейбуса в Куйбышеве началось в 60-е годы XX столетия.


Адрес музея: ул. Мичурина, 3, городское трамвайное депо.
График работы: понедельник — пятница. Посещение музея только по предварительной записи по тел. 309-95-37.
Стоимость: бесплатно.

ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ «ЭКСПОНАТ»:

— Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС
— 
Поволжский музей железнодорожной техники
— 
Детская картинная галерея
— 
Секреты бункера Сталина
— 
Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
— 
Самарский епархиальный церковно-исторический музей
— 
Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
— 
Музей «Непокоренные»
— 
Музей истории Куйбышевской железной дороги
— 
Музей археологии Поволжья
— 
Музей модерна
— 
Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
— 
Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
— 
Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
— 
Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
— 
Культурно-выставочный центр «Радуга»
— 
Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
— 
Дом-музей М.В.Фрунзе
— 
Самарский музей фотографии «Фото-История»
— 
Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение