Экспонат

Экспонат: Поволжский музей железнодорожной техники

180 лет назад, в 1837 году, первый в Российской империи поезд прошел от Санкт-Петербурга до Царского Села, резиденции императора Николая I. Спустя 30 лет была построена Ряжско-Моршанская железная дорога — первая в составе современной Куйбышевской железной дороги. Экспозиция музея показывает историю и развитие железнодорожной техники.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Сегодня Куйбышевская железная дорога обслуживает 10 регионов — семь областей и три республики. А начиналось все в середине позапрошлого века, с ввода в 1851 году в эксплуатацию магистрали, соединившей две столицы.

— В 1866 году дорога Санкт-Петербург — Москва — Рязань вышла на станцию Ряжск с перспективой выхода на Саратов и Тамбов, — рассказывает директор музея истории Куйбышевской железной дороги Юрий Менчик. — Группа тамбовских предпринимателей во главе с Сергеем Башмаковым обращается к правительству с инициативой строительства дороги от Ряжска Рязанской губернии до Моршанска, что в Тамбовской. Разрешение было получено. В 1867 году Ряжско-Моршанскую дорогу сдали.


На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находилось 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. За сутки по дороге пропускали одну пару пассажирских и три пары товарных поездов.


Чтобы железная дорога, которая тогда была акционерным обществом, а следовательно, коммерческим предприятием, приносила еще больше дохода, нужен был выход к Волге. Именно по главной водной артерии страны перевозили в то время основную массу грузов.


Первый гудок паровоза в Самаре прозвучал — 12 августа 1875-го. Тогда же был построен вокзал в губернской столице, открыто техническое училище (ныне техникум железнодорожного транспорта), первый выпуск которого составил всего шесть человек.


В строительстве Куйбышевской железной дороги принимали участие многие талантливые инженеры. В их числе и Николай Гарин-Михайловский, автор тетралогии «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Сегодня мало кто знает, что известный писатель был создателем Кротовской ветки, принимал участие в строительстве Самаро-Уфимской дороги, Транссибирской магистрали.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ МОСТ

Железная дорога вышла в азиатскую часть страны — это было большим достижением.

— Серьезным препятствием для стального пути стала Волга, — продолжает Менчик. — Только представьте: груз на паровозах довозили до реки, выгружали, на баржах летом и на санях зимой переправляли на противоположный берег и везли дальше. Поэтому было принято решение о строительстве моста.

Мост возводили по проекту Николая Аполлоновича Белелюбского. На счету этого талантливого инженера более ста мостов, в том числе четыре — через Волгу. Наш строился четыре года, с использованием передовых технологий того времени. Грандиозное сооружение было сдано 30 августа 1880 года, к 25-летию царствования императора Александра II. Кстати, венценосная особа очень интересовалась ходом строительства, помогала средствами. Александровский мост тогда занимал по длине первое место в Европе и шестое место в мире. Именно он в дальнейшем определил направление Транссибирской магистрали.


Но как она должна идти? Через Нижний Новгород и Казань или через Самару? Мост стал решающим фактором: было принято решение строить Самара-Уфимскую дорогу от станции Кинель. В 1888 году магистраль была построена, через два года ее довели до Златоуста, а в 1892-м — до Челябинска.

За время своего существования Куйбышевская железная дорога 17 раз меняла границы и названия: она именовалась Ряжко-Моршанской, Моршанско-Сызранской, Самаро-Златоустской… Уже в 30-е годы ХХ века она стала называться дорогой им. В.В. Куйбышева, а с 1953-го — просто Куйбышевской.

О МУЗЕЕ

Музей истории Куйбышевской железной дороги — интереснейшее место. На площади в два гектара собрано множество уникальных экспонатов. Рядом с первым паровозом отца и сына Черепановых (1834 год) красуется последний паровоз Советского Союза — послевоенный П-36. За красную полосу вдоль корпуса его называли «Паровоз-генерал».



Рядом — американский паровоз, который был поставлен в СССР по ленд-лизу во время войны. Таких машин на Дальнем Востоке осталось всего семь. Один «американец», несмотря на возраст, своим ходом преодолел 9 тысяч километров и пришел на станцию Безымянка. Вот вагон-кухня и вагон-пекарня — в годы войны в них готовили пищу для солдат.


Удивительно, но «экспонаты» действующие — запускай и готовь. Здесь же находится подарок самарским коллегам от сотрудников Красноярской железной дороги — будка путевого обходчика из огромных кедровых бревен. В таком доме обходчики позапрошлого века жили с семьями, а на 10-15 км вокруг ни души…


За год музей посещает около 25 тысяч человек. Экспозиция развивается и пополняется постоянно. Например, в планах руководства организовать мини-музеи, рассказывающие о людях, чьи имена хорошо известны самарцам, но при этом мы очень мало знаем об их жизни и о том, что они сделали для города.

— Наш музей находится в Зубчаниновке, а ведь мало кто знает, кто такой Евгений Андреевич Зубчанинов, — говорит Юрий Менчик. — Будучи заместителем начальника Самаро-Златоустовской железной дороги, в начале XIX века он выкупил землю на месте нынешнего поселка, построил около тысячи дач, школу, больницу, почту, церковь. В 1910 году сюда пришел первый поезд… Хотим сделать и экспозицию, посвященную жизни и деятельности директора завода «Прогресс» Виктора Яковлевича Литвинова.

Предмет особой гордости хранителя музея — здание станции Дашково.

— Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова была одной из образованнейших женщин своего времени: переписывалась с Вольтером, дружила с Екатериной II, — говорит Менчик. — У ее отца были имения в Тамбовской и Пензенской губерниях. По названию имения одна из станций будущей Куйбышевской железной дороги была названа Дашково, в 1874 году построено здание вокзала. На одном из этапов реконструкции дороги здание определили под снос, но было решено перевезти его в наш музей. Благодаря этому мы сумели полностью воссоздать внешний вид и атмосферу станции позапрошлого века.



Адрес музея: улица Литвинова, 332а
График работы: вторник-воскресенье с 9.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00.
Стоимость билета: 
взрослый — 90 руб., детский — 30 руб.
На экскурсию необходима предварительная запись по тел. 303-75-00.


ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ 
«ЭКСПОНАТ»:

Музей гидрометслужбы Приволжском УГМС

Детская картинная галерея

— 
Секреты бункера Сталина
— 
Музейно-выставочный центр «Самара космическая»
— 
Самарский епархиальный церковно-исторический музей
— 
Дом-музей В.И.Ленина в г. Самаре
— 
Музей «Непокоренные»
— 
Музей истории Куйбышевской железной дороги
— 
Музей археологии Поволжья
— 
Музей модерна
— 
Музей отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ
— 
Музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области
— 
Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького
— 
Зоологический музей им. Д.Н. Флорова
— 
Культурно-выставочный центр «Радуга»
— 
Музей истории города Самары им. М.Д.Челышова
— 
Дом-музей М.В.Фрунзе
— 
Самарский музей фотографии «Фото-История»
— 
Музей боевой славы «Парад 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве»

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение