Как Волжский народный хор представлял Куйбышевскую область в столице

05.08.2017

131

Автор: Татьяна Гриднева

Как Волжский народный хор представлял Куйбышевскую область в столице

Мы недавно рассказали об участии в грандиозном международном форуме джаз-коллектива ДК железнодорожников. Побывали тогда в столице и другие посланцы нашего города. В международном конкурсе хоров, проходившем в рамках фестиваля, участвовали представители пяти десятков стран. Результаты конкурса обнародовали 8 августа 1957 года. Жюри, в состав которого входили выдающиеся музыкальные деятели, высоко оценило искусство Волжского народного хора из Куйбышева. Он был удостоен серебряной медали и звания лауреата VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Куйбышевская делегация
Воскресенье, 28 июля 1957 года. В этот день в столице нашей Родины Москве под лозунгом «Мир и дружба» открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Его эмблемой стал голубь мира — символ, придуманный Пабло Пикассо.

Более 120 стран направили своих посланцев в Москву.

В этой встрече молодежи со всего мира приняли участие и жители Куйбышева. Лучшие представители молодежи города и области получили путевки на фестиваль. Местная пресса сообщала:

«В художественную делегацию РСФСР включены Волжский народный хор и хор ремесленных и технических училищ нашего города. На стадионе в массовых выступлениях будут принимать участие спортсмены «Трудовых резервов». А сызранским автомобилистам доверено обслуживание участников фестиваля».

Артистка Волжского народного хора Полина Моисеенко так вспоминала о грандиозном открытии фестиваля: «Я безмерно счастлива. Высокую честь оказали мне, поручив быть ассистентом при знаменосце, который нес Государственный флаг Советского Союза, когда наша делегация проходила по стадиону, замыкая торжественное шествие представителей молодежи всех стран, съехавшихся в Москву. Вместе со мной в колонне шли участники нашего хора и наши земляки».

Молодо — не зелено
Волжский народный хор как коллектив был в то время очень молод. Ему едва исполнилось пять лет. Мысль о создании возникла только в начале 52-го. Организацию коллектива поручили Петру Милославову — опытному хормейстеру и педагогу, свыше 30 лет проработавшему в сфере музыкального образования.

Создавая хор, он видел в нем воплощение своей сокровенной мечты, давнишних творческих устремлений. Отбирал в коллектив, объезжая наш край, лучших певцов и певиц из городской и сельской художественной самодеятельности, интересовался фольклором. И сегодня, в год 65-летия коллектива, артисты хора исполняют его аранжировки. Замечательно звучат «Ах ты, степь широкая», «Есть на Волге утес», «Из-за острова на стрежень», «Меж крутых бережков», «Вот мчится тройка почтовая», «Комар», «Камушка».

В организованную Милославовым группу Волжского хора вошли молодые музыканты, которые прославили коллектив на весь мир. Это композиторы Григорий Пономаренко и Михаил Чумаков, балетмейстер Михаил Чернышев, поэт Василий Алферов, прекрасная народная певица Марфа Анфиногенова и другие.

В 1957 году этот первый, поистине золотой состав хора просто покорил гостей фестиваля.

Авторитеты не смутили

Чтобы попасть в число участников молодежного форума, хору пришлось участвовать в отборочном конкурсе. И конкуренция была острой. Судите сами: хоры имени Пятницкого, молодежи Московской области, мужской Тартуского университета и другие. Были зарубежные участники. Наши музыканты показали даже на таком фоне высокий профессиональный уровень и оказались в числе победителей. В архиве хора сохранились воспоминания ветеранов о том, что поездке на фестиваль предшествовала большая подготовка. Разучивали новые песни и танцы. Устраивали общественные просмотры концертной программы. В них участвовали представители партийных и советских организаций, музыканты, искусствоведы, журналисты, сотни болельщиков. Это публичное обсуждение принесло неоценимую пользу молодому коллективу.

Как Волжский народный хор представлял Куйбышевскую область в столице

Триумф волжан
Выступление Волжского народного хора состоялось в Колонном зале Дома союзов. В программу, показанную строгому жюри и гостям фестиваля, вошли и женские хороводы, и музыкальные номера, исполняемые на баянах Пономаренко, Чупахиным, Векшиным, Савельевым, и шуточная игровая песня «Трынды-рынды», и лирическая «Ивушка», только что созданная Пономаренко и Алферовым.

Во втором отделении концерта волжане показали песенно- танцевальную сюиту «Праздник в Жигулях». Текст для нее написал Виктор Боков, музыку — Григорий Пономаренко. Это было поэтическое повествование о строительстве Волжской ГЭС имени В. И. Ленина. Тема, очень актуальная в 50-е годы.

Пресса единодушно дала высокую оценку хору. Подчеркнула его особенность — подлинно народное исполнение песен и танцев. Газета «Советская культура» отметила, что, собирая и пропагандируя все лучшее из прошлого и современного русского и, в частности, волжского фольклора, коллектив создает немало и своих песен. А необычная расстановка певцов помогает каждому из них наиболее полно ощущать свою роль в общем звучании хора.

Газета констатировала: «…Не удивительно поэтому, что песни, исполняемые коллективом а капелла, у волжан звучат на редкость уверенно и стройно».

Добрые слова были сказаны столичными критиками и о танцевальном коллективе хора, балетмейстере Михаиле Чернышеве. Отдельно выделили лучшие танцевальные номера: лирический нижегородский хоровод «Ходила я, девица, по малинку», задорные «Похвистневская» и «Духовницкая» кадрили.

Названы и недочеты. Критики выразили мнение, что качество музыкальных обработок народных песен несколько снижено «из-за увлечения вариационностью и многоголосностью». Была отмечена также излишняя стилизация в костюмах.

В итоге Волжский народный хор занял второе место среди аналогичных коллективов — участников фестиваля. В декабре 1957 года Милославову и Чернышеву были присвоены почетные звания заслуженных деятелей искусств Российской Федерации, а композиторам Чумакову и Пономаренко — заслуженных артистов республики.

Газета «Советская культура» от 31 августа 1957 года, из статьи «Концерты Волжского народного хора в Москве»:

…Звуковая палитра Волжского хора необычайно богата и широка по диапазону, и прежде всего это объясняется тем, что в него входят самые различные по тесситуре мужские и женские голоса. Такая структура хора обусловлена волжской народной манерой коллективного пения и строением мелодий волжских песен, охватывающих более чем октавный звукоряд.

Необычайно, по сравнению с другими профессиональными народными коллективами, деление хора на группы. Басы, тенора, альты, сопрано рассредоточены здесь по разным смешанным группам, образуя таким образом как бы несколько вполне самостоятельных и равноценных вокальных ансамблей».

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации