Три вопроса трем давно знающим ее людям
1) Как вы впервые встретились со Светланой Хумарьян?Вячеслав Гвоздков, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РФ:
1) — Это было в 1982 году, я только начал работать в Ростовском молодежном театре. Проходила конференция, на которую собирали работников региональных управлений культуры, на базе нашего. Их привели на мои спектакли. У гостей сложилось хорошее впечатление.
Светлана Петровна ко мне подошла, и, как я понимаю, с этого времени она стала за мной следить как критик. А много позже, в 1995 году, по ее приглашению я возглавил самарский театр.
2) — Режиссеры знают все регионы и кто где работает. Светлана Петровна уже тогда считалась легендой. Она была начальником управления культуры, выделялась прекрасным образованием: хорошо знает и музыкальный, и драматический театр. Особенно балет, поскольку в детстве сама им занималась. Это тот случай, когда человек соответствовал своему месту. Кадровая политика часто бывала такая, что на культуру назначали тех, кто в партийных списках стоял на последнем месте.
Она очень заботливый человек — всех опекала, знала поименно актеров театров, следила за их профессиональным ростом. Для нее важно, чтобы вокруг были личности. Это вызывает уважение. Светлана Петровна помогла моей судьбе состояться.
3) — В культуре была устойчивая ситуация. И финансовая, и творческая. Она очень внимательно отслеживала ситуацию в театрах. Приглашала дирижеров, певцов, организовала фестиваль имени Аллы Шелест, известный на всю страну.
Галина Торунова, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК, ЧЛЕН СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИИ
1) — В 1963 году, когда я поступила в театральную студию при Куйбышевском театре драмы, она только что окончила педагогический. Поступила в ЛГИТ-МИК (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. — Прим. авт.) и пришла к нам преподавать историю русского театра. Может быть, мы и раньше встречались, просто не обращали внимания — живем в одном дворе. Прошли с ней все стадии: я была ее ученицей, подчиненной — работала в управлении культуры. Сейчас мы подруги.
2) — Молодая, очень красивая, очень интеллигентная. Кокетливая. Мальчишки от нее млели.
3) — Практически все, что было сделано за последние десятилетия ХХ века в культуре Куйбышева-Самары, произошло благодаря ей. Это человек огромной эрудиции и больших связей. На днях я ей позвонила в полночь, потому что не могла дозвониться раньше, и она мне сказала: «Не могу сейчас, разговариваю с Москвой». Вероятно, очередной шелестовский фестиваль. Ее знает вся страна. Когда Марина Дмитревская (театральный критик, театровед, создатель, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала». — Прим. авт.) впервые приехала в наш город в 80-х годах, то попросила: «Познакомь меня с этой легендарной Хумарьян». Они разговаривали два с половиной часа, причем на равных. Марина, которая ездила по всей стране, и Светлана Петровна, которая сидела дома. Она до сих пор знает все.
Виктор Долонько, КУЛЬТУРОЛОГ
1) — Я был худруком студенческого клуба госуниверситета «Гаудеамус». Мне надо было перехватить Сергея Михайловича Слонимского, который приезжал с концертом в филармонию. Я успел на вокзал до официальной встречающей делегации, готов был на машине отвезти в гостиницу, мы с ним обо всем договорились, но тут на вокзал врывается припоздавшая Светлана Петровна… В общем, мы друг другу не понравились.
В 1983 году я пришел работать в научно-методический центр при управлении культуры, где наше знакомство продолжилось. А в 1988-м мы начали общаться достаточно плотно — как я понимаю, она присматривалась ко мне по поводу дальнейшего сотрудничества.
2) — Она очень эмоциональная. Очень эмоционально относится к своей работе. И готова со всей своей страстью отстаивать свои ценности, собственное представление о художественной культуре, об этой жизни. В связи с этим с ней очень сложно: либо ты ее группы крови, либо нет. Надо быть максимально корректным и готовым идти на всевозможные компромиссы. Но при этом она не догматически упертый человек. Готова поменять свою точку зрения — я был тому свидетелем несколько раз. Для нее главное — дело, ради которого скрещиваются копья. Важно, чтобы человек соответствовал ее критериям профессионального качества.
3) — В тот период, когда Светлана Петровна была заместителем начальника управления культуры и потом начальником, в нашем городе бурлила театральная и музыкальная жизнь. Было, мягко говоря, не скучно. Когда она стала начальником, то — для меня это было совершенно удивительным — едва ли не первое место в перечне ее приоритетов заняла культура села: были созданы межрайонные театрально-концертные центры, на которых постоянно выступали самарские театры и коллективы филармонии. При ней открылось 15 районных музеев. И, может быть, самое важное: Светлана Хумарьян сумела создать уникальную коллекцию руководителей учреждений искусства и культуры, режиссеров-постановщиков, артистов. У нее способность находить талантливых людей и делать их своими союзниками.
СПРАВКА «СГ»
Светлана Хумарьян, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РСФСР. НАГРАЖДЕНА ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА», ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ.
Культура
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев