Исторические версии

С миру по картине. Кто и как формировал коллекцию художественного музея. Часть 2

21 января 1937 года в Куйбышеве был создан художественный музей. Ядром его коллекции стала часть собрания Публичного музея, основанного Петром Алабиным, связанная с изобразительным искусством. Эта коллекция живописи, графики и скульптур собиралась энтузиастами долгие годы. Поэтому работники музея считают основателями художников и общественных деятелей, которые еще в XIX веке мечтали о том, чтобы в городе существовало крупное собрание произведений искусства, доступное простым самарцам.

Сорок пудов экспонатов

Художник и просветитель Константин Головкин хотел построить в нашем городе Дом науки и искусства, вмещающий художественный музей, лекционный и концертный залы. Намеревался вложить в него и свои собственные средства. Однако самарская дума проигнорировала это благородное начинание. Сохранился сделанный художником чертеж фасада задуманного им здания.

Мечта о музее не оставляла Головкина и в Иркутске, куда он увез семью, опасаясь репрессий, во время гражданской войны. Работал над особой рукописью. Называлась она «Проект постройки, оборудования и организации провинциального музея». Имелся в виду будущий музей в Самаре. Рукопись датирована 1919 — 1924 годами и хранится теперь в Государственном архиве Самарской области.

В конце 1918 — начале 1919 годов он совершил путешествие в Японию и Маньчжурию. Во время скитаний по Сибири неутомимый коллекционер участвовал в археологических раскопках. И везде он собирал экспонаты для самарского музея. В 1922 году Головкин вернулся на родину. С собой он привез 40 пудов багажа, который составили собранные им коллекции. Константин Павлович скончался в Самаре 26 февраля 1925 года. До открытия художественного музея в Самаре оставалось еще больше десяти лет.

Как спасали фонды

В 1918 году в фондах самарского музея находилось около 22 тысяч предметов. В марте 1919-го было решено организовать при Самарском городском музее отдел изящных искусств. И просить совет Государственного Эрмитажа, отдел Изобразительных искусств, совет Московского Исторического музея и бывший Музей Императора Александра III о пополнении коллекций и фонда музейной библиотеки. Тогда же музей сменил статус: стал называться не городским, а губернским. И из столицы сюда начали поступать экспонаты. Такие как миниатюры Николая Каразина, участвовавшего в Самарской экспедиции, другие произведения известных мастеров.

В то же время при разделении коллекции самарского музея на краеведческий и художественный он потерял часть коллекций, которые передавались школам, областному государственному архиву, педагогическому институту. Значительная часть предметов была уничтожена как «не имеющая исторического значения». Передано в Облит и уничтожено 2 074 музейных экспоната. Положение было настолько серьезным, что для спасения достояния при Самарском университете в 1921 году специально создали музейную коллегию. В это время произведения искусства поступают из экспроприированных дворянских усадеб, из коллекций самарских купцов, в том числе знаменитых Шихобаловых, лично знавших Репина, Маковского и других мэтров живописи своей эпохи.

Специалист из Эрмитажа

Будущий директор музея, принимавший активное участие в его послевоенном восстановлении, Владимир Володин пришел в этот храм искусства совсем молодым человеком. В 1939 году он начал работать экскурсоводом. Обучала его замечательный искусствовед Татьяна Ржепецкая. Она была выслана в 1935 году из Ленинграда, где работала в Эрмитаже и была специалистом по искусству европейских стран. И когда в Куйбышеве был образован художественный музей, не нашлось лучшего специалиста в области искусствоведения, чем эта ссыльная ленинградка. Вместе с еще одним ленинградцем Марком Философовым, которого в куйбышевский музей устроил сам Александр Бенуа, Татьяна Ржепецкая принялась за систематизацию коллекции. Научная работа в музее до 1943 года была почти полностью ее заслугой. Она разработала концепцию экспозиции, была автором первого путеводителя-каталога, получившего всесоюзную награду. В 1940 году она организовала первую научную выставку в музее — русского и советского фарфора. А в 1941-м смогла открыть гравюрный кабинет, столь редкий в довоенных провинциальных музеях. В первые месяцы войны именно Ржепецкая подготовила экспозицию, посвященную истории противостояния иноземным вторжениям.

В годы войны

В годы Великой Отечественной музей был свернут, коллекция перевезена на хранение в театр юного зрителя, затем в драматический театр. Однако Татьяна Ржепецкая продолжала участвовать в подготовке патриотических художественных выставок. Эта работа проходила в тесном сотрудничестве с областным отделением Союза художников СССР и эвакуированными в наш город известными деятелями искусств. Многие работы таких мастеров, как Георгий Савицкий, Василий Ефанов, Исаак Цыбульник, Александр Волков, Василий Соколов, попали после этих выставок в фонд Куйбышевского художественного музея. Туда же отдали многие свои рисунки художники из бригады, отправленной из Куйбышева в только что освобожденный Сталинград.

Лишенный возможности показывать экспозицию, музей в годы войны стал заниматься ее пополнением. Этому способствовала эвакуация в Куйбышев и членов правительства, и делегаций иностранных посольств, и значительной части творческой интеллигенции из Москвы и Ленинграда. В итоге собрание пополнялось произведениями известных российских и зарубежных художников из частных коллекций.

В 1942 году у предпринимателей Аведовых музей приобрел «Пейзаж с фигурами» нидерландского художника XVII века Филипса Вауэрмана. В 1943-м была приобретена одна из самых популярных сегодня картин в экспозиции — «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» Бориса Кустодиева. Эта работа куплена у самой Ирины Кустодиевой, которую расстаться с портретом вынудили только тяжелые условия тыловой жизни. В 1944 году у драматической актрисы Надежды Комаровской приобретен ее портрет, написанный Константином Коровиным, а также акварель Александра Бенуа «Павловск».

Согласно документам, за 1941 — 1945 годы всего было приобретено 195 предметов на сумму 230 555 рублей. По тогдашним музейным меркам это была гигантская сумма. 

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение