Общество

Утверждена архитектурно-художественная концепция благоустройства Самары

Подготовка Самары к проведению матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ ведется полным ходом и по всем направлениям.

Одно из них — улучшение внешнего облика и повышение комфорта городской среды. Для решения этой задачи была разработана Единая архитектурно-художественная концепция благоустройства на так называемых гостевых маршрутах.

Зачем это надо?

Уже сейчас концепция и отдельные ее направления вызвали активное обсуждение. Как пояснила «СГ» заместитель руководителя департамента градостроительства Самары Елена Бондаренко, документ носит рекомендательный характер и призван показать все объекты городской среды в комплексе.

Многотомный документ с предложениями о том, как Самара должна выглядеть к 2018 году, разрабатывали по заказу департамента градостроительства. Документ подготовлен специалистами научно-исследовательского института «Севзапинжтехнология».

Документ состоит из нескольких крупных разделов. Он включает в себя аналитический блок, архитектурно-художественные решения и укрупненные расчеты.

В концепции представлены основные выводы по территориям гостевого маршрута и подготовлены предложения по их развитию. Например, разработаны примеры цветовых решений для зданий, в том числе объектов историко-культурного наследия. Сформированы предложения по архитектурной подсветке объектов и территорий, системе городской навигации, созданию единого рекламно-информационного пространства, системе пешеходных пространств, цветовой идентификации районов города. Кроме того, подготовлены предложения по зонам торговли, системе парковочных пространств, разработана унифицированная система ограждений, элементов мощения пешеходных зон, тротуаров, зон отдыха и элементов озеленения территории.

Где гуляют туристы?

Аналитическая часть занимает достаточно большую часть концепции. В ней, в частности, представлены результаты мониторинга мест скопления жителей и гостей города.

Исследование показало, что наивысшие зоны активности формируются вокруг точек притяжения (объекты культуры, отдыха, потребления, образования).

Гости города больше, чем местные жители, отдают предпочтение Комсомольской площади, участкам набережной, площади Славы, в меньшей степени — паркам. Дополнительными точками притяжения для туристов становятся гостиницы. С учетом фактора сезонности в летнее время наиболее популярными зонами становятся Струковский парк и участки набережной. С учетом периода проведения чемпионата мира по футболу эти территории приобретают особую значимость.

Деление на зоны

Для разработки архитектурно-художественной концепции были выделены гостевые маршруты, проходящие через весь город. Они разделены на три зоны: первого, второго и третьего приоритетов.

Зона первого приоритета — историческая часть города в границах улиц Главной, Полевой и набережной. Ко второй зоне отнесены улицы, связывающие  исторический центр с аэропортом Курумоч. Улицы зоны третьего приоритета — связующие звенья крупных районов города с основными транспортными артериями.

Много внимания в концепции уделяется исторической части города. Здесь основной акцент на создании среды, комфортной для пешеходов. В центре Самары предлагается оптимизировать движение частного транспорта и пересмотреть транспортную схему таким образом, чтобы расширить пешеходные зоны, добавить велодорожки и зоны нестационарной торговли. По мнению разработчиков концепции, в исторической части особенно важно сделать акцент на восстановлении фасадов и реконструкции зданий, имеющих архитектурную и историческую ценность.

В рамках работы над эскизными решениями для зон второго приоритета акцент сделан на формировании ярких и запоминающихся образов на въездных группах и по пути следования к стадиону. Предложены варианты благоустройства крупных перекрестков, меры по повышению их безопасности и удобства для пешеходов.

Доступная набережная

Одно из требований FIFA к Самаре — улучшение внешнего облика прибрежной зоны. Развитие самарской набережной выгодно и самому городу. Ведь это не только одна из главных достопримечательностей, но и любимое место досуга и отдыха жителей и гостей губернской столицы, а также важный центр деловой активности, развивающегося туристического бизнеса.

С учетом значимости объекта авторы концепции уделили этой территории много внимания. По их мнению, крайне важно, чтобы прибрежная территория была обеспечена организованными выходами к воде. Для этого авторы проекта предлагают убрать часть ограждений набережной (в местах пересечения с перпендикулярными улицами) и устроить широкие открытые лестничные спуски к пляжу с террасными кафе, которые могли бы использоваться и с уровня набережной, и с уровня пляжа. В зонах набережных наряду с деревянными настилами рекомендуется использовать понтоны на воде.

На пересечении улицы Максима Горького с перпендикулярными ей улицами Ленинградской, Некрасовской, Льва Толстого, Красноармейской концепцией предусмотрено устройство фонтанной зоны, открытой сцены, детского городка, зоны пляжного спорта, настольных игр, проката лодок.
 

Двигаться по-новому

Немалая часть предложений по благоустройству территорий напрямую касается изменения транспортной схемы города и приоритетов в организации движения.

Документом предусмотрена реорганизация движения на улице Степана Разина (от сквера Дзержинского до улицы Льва Толстого). Транспорт предлагают пустить в одну сторону — по направлению от сквера к центру.

На Молодогвардейской авторы концепции предлагают сделать акцент на создании комфортной пешеходной среды. Расширить зону для прогулок предлагается за счет пересмотра транспортной схемы и перевода улиц в центре на одностороннее движение. Часть транспортной нагрузки при этом должна перейти на улицу Галактионовскую.
 

В знаковых местах

Отдельно в документе прорисованы варианты благоустройства территории в районе цирка и Дворца спорта. Судя по эскизам, авторы концепции предлагают установить вокруг памятника Высоцкому павильон. Около цирка, рядом со светофором, должны появиться отдельно стоящие кассы, а напротив «Шанхая» предлагается благоустроить сквер. Концепция предусматривает изменение схемы движения на этом участке, а также парковочного пространства. Перед Дворцом спорта должны появиться информационно-навигационные конструкции. От цирка предлагается провести пешеходный мост через улицу Маяковского.

Концепцией предусмотрено благоустройство улиц Главной, Водников и старого моста, который их соединяет. Помимо  памятников архитектуры и других ценных зданий на улице Водников расположены объекты, которые требуют реставрации, обновления фасада или иных видов работ. Объекты в аварийном состоянии предлагают заменить модульными конструкциями аналогичного размера.

Предусмотрено изменение облика площади Куйбышева. Помимо прочего, предусматривается появление в ее центральной части триумфальной арки со смотровой площадкой. Территорию площади предлагается частично замостить плиткой.

Видоизменить предлагается и площадь Революции. В частности, речь идет об увеличении зеленой зоны, которая должна появиться вокруг памятника. Пешеходная часть должна остаться лишь по периметру площади.
В рамках благоустройства улицы Красноармейской авторы концепции предлагают изменить организацию пространства рядом с музеем имени Алабина. Здесь предполагается создание системы диагональных дорожек, рисунок которых будет отсылать к народным вышивкам. Вдоль самой улицы должна появиться дублирующая дорожка, которая поведет вглубь сквера и к детской площадке.

Для благоустройства Ильинской площади предлагается радиальная система дорожек, благодаря которой обзор расположенного здесь памятника будет открыт с максимального число точек. То же самое предлагается сделать и напротив — в сквере имени Сафонова.

Концепцией предусмотрено благоустройство площади Чапаева. В настоящее время территория перед драматическим театром, по сути, является автостоянкой. По мнению авторов концепции, необходимо разгрузить эту зону и создать свободную территорию между памятником и непосредственным входом в театр.

Дороги, ведущие к стадиону

Отдельно прорисовано благоустройство улиц гостевого маршрута, ведущих из центра по направлению к строящемуся сейчас стадиону «Самара Арена». В их числе эскизные решения благоустройства проспекта Масленникова, по которому авторы концепции не предлагают кардинальных изменений. По их версии, здесь будет достаточно структурировать пешеходную зону, отказаться от открытого газона и заменить его на покрытие из колотого гранита. Вдоль проезжей части предлагается выделить мощением зону безопасности (75 см), а корни существующих деревьев накрыть металлическими решетками. Концепцией предусмотрена замена источников освещения (особое внимание предлагается уделить зоне перекрестков) и другие виды работ. Аналогичным образом предлагается благоустроить и попавшие в гостевой маршрут участки улиц Советской Армии, Авроры и других.

На отрезке улицы Ставропольской, проходящем мимо кладбища, стадиона и парка им. 50-летия Октября, предлагается замена ограждения, покрытия тротуара и бордюрного камня. На участке проспекта Карла Маркса, который проходит вдоль ТЭЦ, предлагается установка звукозащитных конструкций, нового уличного освещения, ремонт дороги и создание гравийной обочины. Ракитовское шоссе рекомендовано отгородить от жилых и иных построек шумозащитными экранами, а откос дороги сформировать бетонными панелями с ливневой канализацией.

Что касается уже реализованных проектов реконструкции Московского шоссе и улицы Ново-Садовой, то они полностью вписываются в разработанную концепцию. Отдельно авторы документа прописали лишь не затронутые работами участки, которые проходят по гостевым маршрутам. Например, на пересечении Волжского и Московского шоссе, а также Волжского шоссе и улицы Демократической предлагается размещение въездного знака. В качестве одного из вариантов предлагается символ, прообразом которого стал космический корабль.

На улице Ново-Садовой (на участке от пересечения с улицей Ново-Вокзальной до проспекта Кирова и далее по улице Демократической до пересечения с 11-й линией) предлагается организовать парк с использованием территорий, находящихся в охранной зоне ЛЭП. Использование предлагается вести исключительно с соблюдением существующих ограничений. В качестве озеленения предлагается размещение невысоких кустарников и трав. Предусмотрено также расположение локальных зон отдыха, не предполагающих большого скопления людей. Аналогичный вариант предлагается для улицы Демократической (на въезде в город) и других.

Дорогу велосипедистам

Авторы концепции предлагают проложить через весь город сеть велодорожек, которые должны сформировать новый транспортный каркас. Речь идет о создании пешеходного и веломаршрута, пролегающего по улицам Демократической и Ново-Садовой от стадиона «Самара Арена» до исторического центра города. По задумке авторов, маршрут должен быть непрерывным, на пересечении с улицами надо организовать регулируемые пешеходные переходы.

Улиц много

Концепцией предусмотрено благоустройство гораздо большего числа улиц, входящих в гостевые маршруты, чем может вместить даже самая большая газетная публикация. По ряду из них предлагается замена асфальтового покрытия, установка нового освещения, размещение типовых рекламных конструкций, создание безбарьерной среды, замена остановочных павильонов, установка так называемой городской мебели и тому подобные виды благоустройства.

Сколько стоит?

Как пояснила Бондаренко, укрупненная полная стоимость реализации всех предусмотренных документом мероприятий составляет 10,9 млрд рублей. Немалая часть этих средств должна быть направлена на работы над зданиями: 2,474 млрд рублей требуется на объекты культурного наследия (из 497 проходящих по маршруту проведение работ требуется 291) и 2,095 млрд рублей на многоквартирные жилые дома (497 из 774). На озеленение по укрупненным подсчетам требуется около 459 млн рублей, на установку ограждений — 604,9 млн рублей, на так называемую уличную мебель — еще около 100 млн рублей. В мэрии сообщили, что наиболее значимые изменения городской среды будут вынесены на общественное обсуждение.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение