Через 71 год после войны самарцы узнали о дневнике эвакуированного из Москвы в Куйбышев Филиппа Разумцева

26.10.2016

120

Автор: Ирина Шабалина

Через 71 год после войны самарцы узнали о дневнике эвакуированного из Москвы в Куйбышев Филиппа Разумцева
Вот уже семь десятилетий минуло после Великой Отечественной, а она продолжает напоминать о себе все новыми и новыми пронзительными документами.

Самарчанке Валентине Шалимовой по наследству перешел дневник ее родственника. Все годы войны, с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года, его вел рабочий-заточник завода им. Фрунзе Филипп Разумцев, эвакуированный вместе с предприятием из Москвы в Куйбышев. Валентина перечитывала исписанные ровным почерком листки и все больше убеждалась, что это свидетельство истории должна видеть не только ее семья, а многие неравнодушные люди. Понесла тетрадь Георгию Евгеньевичу Фомину, который долгие годы был заместителем генерального конструктора ЦСКБ «Прогресс» Дмитрия Ильича Козлова, а затем стал хранителем истории предприятия. Ветеран посмотрел дневник и подтвердил: да, такие документы мы терять не должны. С разрешения потомков Филиппа Разумцева дневник был передан в Самарский музейно-выставочный центр «Самара космическая» и стал там основой целой военной экспозиции.

— Дневник писал человек, переживший всю войну в нашем городе. И после войны он, москвич, принял решение остаться жить и работать в Куйбышеве, тут живут его потомки. Здесь нашлись его записи о тех суровых годах, — рассказывают директор музейно-выставочного центра «Самара космическая» Елена Кузина и сотрудница музея Тамара Баннова. — Когда прочитали этот документ 40-х годов, поняли, какая щемящая это история. И вот на основе дневника Филиппа Разумцева мы создали экспозицию, чтобы каждый наш посетитель мог вчитаться в строки и увидеть войну изнутри, глазами заводского рабочего, без всякого официоза и цензуры. У Филиппа был хороший литературный слог, он писал стихи, и это еще больше прибавляет веса его записям. Так что идите и читайте. Вам покажется, что вы сами
пережили те суровые, трагические и героические годы.

Через 71 год после войны самарцы узнали о дневнике эвакуированного из Москвы в Куйбышев Филиппа Разумцева

Хроника военного времени

Вот выдержки из дневника Филиппа Разумцева. «22 июня 1941 года. Началась война. Гитлер вероломно напал на нашу страну.

22 июля. Немецкая авиация почти каждую ночь бомбит подступы к нашей Москве. По сигналу воздушной тревоги направляемся в бомбоубежища или станции метрополитена, дежурные занимают посты противовоздушной обороны. Я, если бы не был постоянно на работе, гасил бы со своими друзьями зажигалки, которые немцы сбрасывают с самолетов целыми связками на наши дома и улицы.

9 октября. О своей матери ничего не знаю, так как Белоруссия наша оккупирована немцами и никаких вестей оттуда нет. С мамой там же осталась моя сестра Настя с детьми, она приехала туда в отпуск из Сталинграда. Сегодня наше командование сообщило о сдаче города Орла. Из печати видно, что на фронтах дела наши пока неважны.

13 октября. Поговаривают, что 15 октября нас хотят эвакуировать с заводом в Куйбышев. Лучше бы взяли меня на фронт. Но говорят, что нам надо работать, делать для фронта продукцию. Посмотрел карту сверху вниз до Астрахани, а Куйбышева не нашел. Потом уж с ребятами сообразили, что Самару переименовали в Куйбышев, а карта-то у меня старая, там Самара.

15 октября. Точно. Эвакуируют нас из Москвы в Куйбышев. Погрузились сегодня в 3 часа дня в телячьи вагоны. Ночевали в вагонах, домой не отпускают, хотя у меня совсем рядом дом.

16 октября. Сегодня в 10 часов утра повезли нас из Москвы на восток. Знакомые места — Вишняки, Косино — долго ли не увижу вас? Не знаю…

17-18 октября. Очень подолгу стоим, пропускаем эшелон за эшелоном, которые идут на запад с техникой и людьми.

22 октября. Приехали в Куйбышев. Стоим на станции Безымянка. Выгружаться не велят — говорят, нас повезут еще куда-то.

23 октября. Едем дальше. Сказали, что где-то недалеко от Куйбышева оставят стариков, а нас, молодых, повезут обратно.

25 октября. На каждой станции, разъезде стоим часами. Продуктов питания уже нигде никаких нет. Приходится перебиваться кое-как, впроголодь, тогда как денег у меня в кармане полно.

29 октября. Три дня простояли и проголодали в Кинеле. А сегодня нас высадили на станции Безымянка и поселили в барак, где жили заключенные, строившие этот завод. Нары вагонного типа, трехъярусные, на 215 человек.

30 октября. Ездил в город, ходил в баню, знакомился с городом. Целый день был голодный, нигде нет ничего съестного, что можно было бы купить за деньги. Продукты в магазинах только по карточкам, а нам еще их не выдали, потому что еще не работаем. Но мне думается, так не будет постоянно, жизнь должна наладиться. Вот будем работать, и кто-то будет за нас в ответе.

1 ноября. Сегодня ходил на завод и с голодухи сожрал три обеда.

3 ноября. Сегодня работал, рыл канаву для канализации. Устал чертовски, но все же вечером в бараке написал стихотворение «Вишня». Наш завод еще не работает, только стены стоят у корпусов, а крыши еще не везде есть. Нет и оборудования, оно еще идет из Москвы.

8 ноября. Работал 24 часа. За это время поел один раз. Болят все кости.

11-14 ноября. Все дни работал очень много и почти впроголодь. В Куйбышеве сейчас настоящая русская зима: лежит снег и стоят сильные морозы.

15 ноября. Вчера мне исполнилось 25 лет. Как странно, в этот день я чувствовал себя не как именинник, а как голодная собака. Все говорят, что лучше пойти на фронт, чем здесь околевать с голоду. Но ведь кому-то нужно здесь работать, а сейчас везде, по-видимому, нелегко.

22-24 ноября. Перешли на 12-часовой рабочий день. Стали привыкать, приспосабливаться к новой жизни.

25 ноября. Работал сутки. Сегодня приехал из Москвы мой братишка Гаврил. Рассказал, что в Москве к нему заходил братишка Карп, выбравшийся из окружения под Можайском. И Карп видел маму, когда отступали из Белоруссии.

28 ноября. Дали мне ордер на подселение по адресу ул. Максима Горького, №25, кв. 8. Ходил смотреть, там живет один старик.

16 декабря. Жить к старику я не пошел. Мы с братишкой подыскали жилье в Пролетарском поселке, это не очень далеко от завода. Поселились туда я с братом и еще ребята, работавшие с нами вместе в Москве на заточке. Ходил искать койку на
кирпичный комбинат. Койку не купил, а нос и уши отморозил. Морозы в Куйбышеве стоят страшные, до -45 градусов.

18 декабря. Морозы немного ослабли. Был в городе, купил много продуктов. На фронтах дела стали понемногу улучшаться.

20 декабря. Натаскали много дров (шпал). Будем их пилить и топить печь. Еще у нас больной вопрос — стирка белья. Грязного очень много накопилось, а у нас электричества нет, пользуемся фонарем «летучая мышь», от которого копоти очень много.

24-26 декабря. Небольшой отдых в виде сна, и опять на завод, работа. Наша продукция очень нужна фронту, я это знаю и работаю.

1-3 января. Ходил оформлять бумаги на получение нового военного билета, который вместе с другими документами у меня вытащили из разрезанного кармана, когда стоял в очереди. На сердце моем гнетущая печаль не только потому, что случилось, а болит оно за жизнь, разбитую Гитлером, немецким фашизмом. Ведь какая прекрасная была жизнь!»

Через 71 год после войны самарцы узнали о дневнике эвакуированного из Москвы в Куйбышев Филиппа Разумцева

А после Победы…

Дальше записи в дневнике — почти сплошь о трудовой вахте: «Я даже перестал писать стихи, нет времени. Работа, работа, поспишь, и опять работа». И о городе Куйбышеве, который позже стал для Филиппа второй родиной: «Мы с братом живем у станции Безымянка, здесь Соцгородок рядом. Я думаю, что в будущем, после войны, и наш Соцгородок, и Пролетарский поселок, и другие поселки сольются в один большой город Куйбышев». Так и случилось, конечно. После Победы.

Через 71 год после войны самарцы узнали о дневнике эвакуированного из Москвы в Куйбышев Филиппа Разумцева

Читайте также:

Куйбышев - запасная столица

Людмила Ковалева: Не знаю, как выжила…

Жительница Самарского района два года была в плену у фашистов.

Куйбышев - запасная столица

«Запасная столица»: искусство дипломатии

Как провинциальный Куйбышев оказался в центре мировой политики.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации