Культура

Виктор Евграфов: Ливанова, Соломина и меня изобразили на новозеландской монете

В нашем городе живет всемирно известный деятель кино, который вот уже 15 лет обучает студентов премудростям актерской профессии

Сила перевоплощения

В Самаре киностудия «Русь» снимает фильм о казаках. Ребята, участвовавшие в съемках, рассказали мне о своем учителе верховой езды, человеке, прекрасно знающем быт казаков. Это преподаватель Самарского института культуры Виктор Евграфов. Его знают, пожалуй, все россияне — это он исполнил роль профессора Мориарти в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Признаюсь, я немного побаивалась встречи с исполнителем роли зловещего профессора в экранизации детективных произведений Артура Конан Дойля. По дороге постоянно вспоминались кошачья грация злодея, его немигающий взгляд исподлобья. А навстречу мне шагнул, широко улыбаясь, широкоплечий человек в кепке и сером плаще. Глаза внимательные и добрые.

— Представьте себе, что в один год я снимался в ролях Мориарти и влюбленного в свою королеву молодого монаха в фильме «Ярославна, королева Франции», — рассказывает актер.

Надо же, такие разноплановые роли, вот что значит сила искусства! Виктор Евграфов сыграл главные роли более чем в 20 картинах. Его герои — обычно яркие люди, с сильным характером. Но вот как бывает: визитной карточкой для Виктора Евграфова стал именно Мориарти. Значит, сыграл он его на пределе актерских возможностей, превратив довольно абстрактный персонаж Конан Дойля в живого человека.

— Меня позвали в качестве дублера актера, который должен был играть Мориарти. Говорят, что на роль пробовался сам Иннокентий Смоктуновский. Я постоянно думал о своем герое, старался понять, откуда в профессоре столько горечи, откуда озлобленность на весь мир. И вдруг меня осенило: должно быть, он обделен природой, человек убогий. Я придумал ему горбик и стал вести себя как горбун. Это увидела одна из старейших гримерш киностудии «Ленфильм» Людмила Елисеева и рассказала режиссеру Игорю Масленникову. Тот был поражен моей находкой и взял меня на главную роль. А озвучивал Мориарти Олег Даль, так как я был очень занят — параллельно снимался в роли Эдгара в экранизации оперы «Лючия ди Ламмермур».

Королева Великобритании Елизавета II в 2006 году признала российскую экранизацию романа Конан Дойля лучшей в мире.
— А в Новой Зеландии выпустили серию юбилейных монет, на одной стороне которых изображена Елизавета II, а на другой наша троица — Ливанов в роли Шерлока Холмса, Соломин в роли Ватсона и посередине ваш покорный слуга в роли Мориарти, — рассказывает Виктор Евграфов.

Каскадер — антипод актера

Актер вспоминает о том, как самарские друзья из клуба метателей ножей подарили ему набор этих новозеландских монет, чудом достав его через российские банки. Виктора Евграфова знают и ценят и самарские конники, и реконструкторы исторических сражений, и специалисты по рукопашному бою — со всеми он делится своим огромным опытом каскадера. Ведь окончив ГИТИС, Виктор поступил на работу в питерский ТЮЗ и параллельно стал учиться в школе каскадеров. А потом в кино снимался и как актер, и как каскадер.

— Один из фильмов, в которых вы снимались, — это продолжение знаменитой картины Юлия Гусмана «Не горюй!». Последний фильм великого русского актера Льва Дурова…
— Да, вы правы, меня на съемки в Баку пригласил Мухтарбек Кантемиров, и со Львом Дуровым я был в хороших отношениях. А вы знаете, что Лев до последнего снимался без дублеров? Он был прекрасным наездником и каратистом. Хотя для актера это и не нужно, — рассказывает Виктор Иванович.

— Как, этот до мозга костей интеллигент, человек отнюдь не богатырского сложения был таким серьезным спортсменом? А почему вы говорите, что сниматься без дублеров — это нехорошо?
— Актеры и каскадеры — это антиподы: актер на съемках находится на пике эмоций — иначе как передать их зрителю? А каскадер должен быть абсолютно хладнокровен, чтобы выполнить опасный трюк ровно так, как задумал постановщик, и не повредиться. Вы знаете, сколько переломов было у того же Дурова? И я получил очень серьезные травмы на съемках российско-американского фильма «В империи орлов» именно из-за эмоциональности моих партнеров. Вернулся к маме в Самару, чтобы залечить раны.

Самарское детство

Виктор Иванович рассказывает, что почувствовал свое призвание именно в родном городе. Нелегкое детство на 116-м километре, незаслуженные обиды в школе — это заставило мальчика обратиться к своему внутреннему миру, природе, книгам, развило в нем творческое начало. Поэтому вместо военной службы или учебы в мореходке, о которых мечтали его ровесники, он выбрал ГИТИС и с невероятным усилием, без предварительной подготовки поступил туда с первого раза. Учась на курсе у главного режиссера Театра им. Ермоловой Владимира Андреева, он жадно постигал основы актерского мастерства. Одновременно шла напряженная репетиционная работа в спектаклях у легендарной Марии Кнебель, ученицы Михаила Чехова и Владимира Немировича-Данченко, которая вела режиссерский курс. Мария Кнебель учила студентов органическому соединению правдивости и фантазии. Она стала настоящей крестной матерью Виктора Евграфова в искусстве.

Встать на ноги после тяжелейшей травмы актеру и каскадеру также помогло творчество: в Самаре, окруженный заботой матери, но еще будучи прикованным к постели, Виктор Иванович начал рисовать, писать стихи. Он автор нескольких сценариев. А восстановить физическую форму он смог с помощью гимнастики с палкой и самомассажа, приемы которых были известны еще его предкам-казакам.



Творческий потенциал

Всем накопленным багажом знаний и своими собственными открытиями Виктор Евграфов делится со своими учениками.

— Я пять лет прослужил в педуниверситете, нынешней ПГСГА, на факультете культуры и искусства, пять лет работал в Волжском университете им. Татищева, где выпустил актерско-каскадерский курс, пять лет уже преподаю сценическое движение и актерское мастерство в Самарском институте культуры, — рассказывает Виктор Иванович. И это не считая школы каскадеров «Коловрат», занятий по конной выездке, которые ведет параллельно. Он рассказывает, что недавно осуществил сучащимися факультета режиссуры театрализованные представления и праздники СГИКа постановку казачьего обряда «Проводы линейного казака на службу в армии» и шаманского обряда северных народов «Возвращение души». Он очень рад, что среди его студентов-заочников есть руководители сельских Домов культуры, ведь наличие квалифицированных специалистов в области культуры — это очень важно для восстановления нормальной жизни российской деревни. Пятеро из его учеников работают актерами в театрах Самары и Тольятти, однако многие уехали пробиваться на этом поприще в Питер и Москву.

— Многие мои выпускники — ребята очень талантливые, но им негде работать, у нас слишком мало театров. И еще, Самара — это город без эха. Здесь трудно получить известность. Здесь как нигде применима поговорка «Нет пророка в своем отечестве». О талантливых людях вспоминают к их юбилеям или после смерти, не используя как следует их творческий потенциал.

А творческий потенциал самого Виктора Евграфова далеко не исчерпан, он готов больше работать с детьми, отвлекая их от, как он говорит, «нейролингвистического программирования с помощью телевизора и компьютерных игр». Готов вести занятия по разработанной им лечебной гимнастике с представителями старшего поколения. Ведь возраст — понятие относительное. Самому Виктору Ивановичу ни за что не дашь его 67 лет потому, что он человек увлеченный творчеством, упорно держащий себя в прекрасной физической форме.

Метки
Показать ещё

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение