«Самару ждет артистический звездопад!»

03.10.2015

90

Автор: Светлана Внукова

«Самару ждет артистический звездопад!»

23 октября откроется 15-й фестиваль классического балета имени Аллы Шелест

О фестивале рассказывает автор и руководитель проекта Светлана Хумарьян.

— 15 лет фестивалю. Юбилей. Святое дело, Светлана Петровна, вспомнить, как все начиналось. А начиналось (думаю, не все это знают) не в 95-м, а в 94-м.
— В январе 94-го. Петербург готовился отметить 75-летие Аллы Яковлевны. Самара не могла остаться в стороне: три года,
c 1970-го по 1973-й, великая балерина руководила самарским балетом. И мы, конечно же, сделали творческий вечер. Успех был такой, что я подумала, насколько бы жизнь Самары обогатилась, если бы такие вечера стали традиционными. И в октябре 95-го прошел первый фестиваль: артисты балета танцевали спектакли, которые в свое время танцевала Алла Яковлевна.

— Нынешний фестиваль посвящен Чайковскому.
— Мир отмечает 175-летие гениального композитора, а…

— …а Шелест Чайковского и танцевала, и ставила.
— Чайковский — один из самых любимых ее композиторов. А «Лебединое озеро» — первый балет, постановку которого она у нас осуществила в качестве главного балетмейстера. Но дело не только в этом. Петра Ильича Чайковского называют отцом-основателем русского национального балета, и совершенно справедливо. Мало того, что он первым из больших русских композиторов взялся писать музыку для балета, он еще и коренным образом балет реформировал. Чем был балет до Чайковского? Собранием танцевальных номеров, строго говоря. Балет Чайковского — это целостное художественное произведение, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Жизнь человеческой души — вот что такое «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Шелест же, благодаря заложенному в ней природой трагедийному дару, как, пожалуй, никто из балерин могла передать душу образа. И Алла Яковлевна тоже совершила своего рода переворот в балетном искусстве. Прорыв в некую новую хореографию. Не случайно известный театральный критик Гаевский, говоря об актерской индивидуальности балерины, называет ее «прирожденной модернисткой», «интеллигентной классичкой» (у Шелест была великолепная школа, и это была балерина-мыслитель). Так что мы себе не изменили. Фестиваль проходит под знаком Чайковского, но это глубоко «шелестовский» фестиваль.

«Самару ждет артистический звездопад!»— И открываться он будет балетом Чайковского, которого Чайковский не писал.
— Но он написал прекрасную музыку — серенаду для струнного оркестра. И эта музыка вдохновила Михаила Фокина, вдохновила Джорджа Баланчина. И в прошлом году Кирилл Шморгонер, главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета, показал свою версию «Серенады». Это так называемый бессюжетный балет, балетная симфония, я бы сказала, где танцевальный образ вырастает из образа музыкального. И такой балет, что бы ни говорили его противники, не противоречит классической школе. Напротив, обогащает ее. И он тоже созвучен Шелест. Ее работам в хореографических миниатюрах Якобсона, где музыка Дебюсcи вдыхает, образно говоря, жизнь в скульптуры Родена. Кстати, и «Снегурочка», которую называют четвертым балетом Чайковского, тоже ведь не балет изначально. Это музыка к пьесе Островского «Весенняя сказка», которую полвека назад, использовав еще несколько произведений Петра Ильича, перенес на балетную сцену внучатый племянник композитора, советский хореограф и тогда — главный балетмейстер театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Бурмейстер. «Снегурочка» на сцене этого театра идет и сегодня. И между прочим, именно к редакции Бурмейстера обращалась Наталья Данилова (главный балетмейстер Самарского театра оперы и балета с 1939 по 1967 гг. — Ред.), когда ставила «Снегурочку» у нас.

— Фестиваль Шелест — это всегда такой артистический звездопад!
— В этом году в фестивальной программе два гала-концерта и четыре спектакля, и мариинцы будут уже в первом гала. Это 23 октября, это открытие фестиваля. В первом отделении — «Серенада» Чайковского и Шморгонера, а во втором — фрагменты из спектаклей и хореографические номера Петипа, Баланчина, Вайнонена, Чернышева. И вот уже в этом концерте будут участвовать и звезды Мариинского театра — Мария Ширинкина и Владимир Шкляров. И именно Шкляров будет танцевать у нас в «Лебедином озере». В ролях Одетты-Одиллии и Ротбарда мы увидим Ксению Овчинникову и Дмитрия Пономарева (Самарский театр оперы и балета.  — Ред.). А Зигфрида будет танцевать Шкляров. Это 25 октября, и это одно из главных событий фестиваля. У Володи виртуозная техника, высокий прыжок, безупречные повороты, он блестящий актер, и Зигфрид — одна из его лучших ролей.  Шкляров — лауреат международных конкурсов, обладатель приза журнала «Балет» «Душа танца», международной премии DANCE OPEN, премьер балета Государственного академического Мариинского театра.

— Театра, которому Алла Яковлевна отдала 26 лет своей жизни.
— Своей бесценной жизни. А когда в 1970 году она стала главным балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета и вместе со своим вторым мужем  Рафаилом Вагабовым (первым супругом А.Шелест был хореограф Ю.Григорович. — Ред.) занялась укреплением труппы, то укрепление это происходило в первую очередь за счет балерин, которые работали в эcтетике этого театра, хотя и не все они приехали к нам из Питера. Это было продолжение той линии, которую заложила основательница нашего балета и тоже петербурженка Наталья Владимировна Данилова. Линия, которую впоследствии продолжили Вахтанг Чабукиани, Игорь Чернышев и Никита Долгушин.

«Самару ждет артистический звездопад!»— Кто будет представлять на нынешнем фестивале Большой театр?
— Евгения Образцова, которая 28 октября будет танцевать Аврору в «Спящей красавице». Лауреат международных конкурсов, обладательница парижских и итальянских балетных премий, премии «Душа танца» и «Золотой маски», которую она получила, исполнив партию Ундины в спектакле французского хореографа Пьера Лакотта. Как и Алла Яковлевна, Образцова — выпускница вагановского училища, которое теперь — академия. И на шелестовском фестивале она впервые появилась будучи звездой Мариинки. Сегодня Евгения — прима-балерина Большого театра, но танцует по всему миру. В La Scala, на прославленной Arena di Verona. Ее очень любят в Париже, в Японии, в США. Она работает с лучшими хореографами, в партнерах у нее звезды мирового балета. Балерина очень интересной индивидуальности, сочетающая фантастическую техническую оснащенность с подлинным артистизмом, и, думаю, нет такого любителя балета сегодня, который бы ее не знал.

— Ну красавицу Образцову знают не только любители балета. Это я, Светлана Петровна, так намекаю на фильм француза Седрика Клапиша «Красотки», где Евгения сыграла роль невесты одного из героев.
— У Аллы Яковлевны тоже был кинематографический опыт.

— «Бумажные глаза Пришвина». Ленфильмовская и вообще очень питерская картина — об интеллигентских рефлексиях по поводу тоталитаризма. Не из легких, и весьма по сюжетной конструкции непростая. Такой «фильм в фильме». Валерий Огородников снял. В конце 80-х. В главной роли Александр Романцов. Актер гениальный, по-моему.
— И музыка там Эдисона Денисова…

— И на Аллу Яковлевну там смотришь, конечно, не отрываясь. — Но, возвращаясь к фестивалю. Значит, Образцова — Аврора. А Дезире?
— Денис Родькин.

«Самару ждет артистический звездопад!» И это тоже Большой.
— В прошлом году, будучи ведущим солистом Большого театра, Денис получил приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». И вот только что его перевели в премьеры. Так что фестивальный Дезире — это его дебют в качестве премьера Большого театра. Вместе с Евгенией Денис будет участвовать и в заключительном гала, где самарцы смогут увидеть и еще двух верных друзей фестиваля, питерцев — Ирину Перрен и Марата Шемиунова.

— А это уже Михайловский театр.
— Ирина — прима Михайловского балета, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», премии журнала «Балет» «Душа танца» и …

— … и жена премьера Михайловского балета Марата Шемиунова, тоже весьма титулованного.
— Дипломант международного конкурса артистов балета в Риети (Италия. — Ред.), дипломант Всероссийского конкурса артистов балета имени Галины Улановой в Красноярске и Международного конкурса артистов балета имени Сергея Лифаря в Киеве. Как и Ирина, окончил Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. И у них уже, между прочим, дочка, Евочка. А артисты они замечательные!

— А Марат еще и рисует. И выставляется довольно часто. И не только в Отечестве, но и за рубежом.
— У меня есть одна из его картин.  А вы знаете, что и Алла Яковлевна увлекалась живописью? И лепила — осталось несколько сделанных ею скульптур. А как на фортепиано играла! Широко одаренным человеком была. А балериной — ну просто потрясающей многогранности. И это, признаюсь, здорово облегчает нам задачу: думать над тем, что будет сквозной темой очередного фестиваля, долго не приходится.

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации