Только живопись и никакой политики

18.05.2011

51

Автор:

Только живопись  и никакой политики

«Разлив нефти» у Андрея Сяйлева — это лишь прием

Выставка «Читать/ рисовать» в Самарском областном художественном музее заставляет порассуждать о книге и ее содержимом. В своих работах автор задает зрителю вопросы, кажущиеся только на первый взгляд простыми. И отвечать на них – занятное дело.

АНДРЕЙ СЯЙЛЕВ – постоянный участник Ширя­евской биеннале современного искусства, выставлялся в Москве, Екатеринбурге и Челябинске. Но в родном го­роде это его первая персональная выставка.

Ее экспонаты созданы в популярной для сегод­няшнего самарского изобразительного искусства манере – новая абстракция. Явление пока новое, до конца не оформившееся.

Экспозиция начинается серией «Состав». Не­сколько полотен с изображением цистерн и вагонов- товарняков. Своеобразная техника – нанесение масляных красок густым, как бы стекающим вер­тикально слоем – делает работы объемными. За «нефтяным пятном» явно проглядывает надпись «ЮКОС», а последняя картина – намеренно неза­конченная. Словно пролетающий мимо нас вагон, который не позволяет себя разглядеть. Как уверяет автор, в этой серии он не подразумевал ни капли по­литики, только искусство.

«Вагонная» тема плавно перетекает в «книж­ную». Само название выставки «Читать/рисовать» вынуждает художника стать «писателем», а зрите­ля учиться «читать» картины. Вернее, разгадывать тот информационный ребус, который запечатлен в них. Яркий тому пример – полотно с вечным во­просом Чернышевского «Что делать?», напоминаю­щее обложку книги знаменитого писателя. Однако за надписью «простирается» болотистый пейзаж. А ес­ли хорошо приглядеться, увидишь еще и окно поезда, из которого этот пейзаж виден. Так что простота работ Сяйлева — лишь кажущаяся.

В центре выставочного зала – куб из книг. В виде та­кой метафоры автор представляет современное поло­жение дел с объемами информации. Ее так много и она такая разная, что можно измерять в кубометрах. Для инсталляции было использовано более двух тысяч книг, списанных из областной библиотеки. Книги ничем не скреплены между собой — так порой возводят храмы, без единого гвоздя. Но в «храме знаний» Сяйлева нет ни входа, ни выхода. Книгу нельзя раскрыть и прочи­тать. Информация как бы есть, но ее как бы и нет. Вот такой парадокс…

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля