Шестьдесят семидесятых

17.05.2011

75

Автор: Виталий Золотницкий

Шестьдесят семидесятых

Самарский завод готов к строительству грузового самолета

В 2009 году руководство конструкторского бюро Антонова (Украина) утверждало, что уже в 2012 году на территории ближайшего соседнего государства начнется сборка самолетов Ан-70 для нужд Минобороны России. Ивот сегодня обсуждается вопрос строительства воздушных судов в Самаре на ОАО «Авиакор-Авиационный завод». На вопросы «СГ» отвечает генеральный директор самарского предприятия Алексей Гусев.

— Алексей Викторович, на одном из за­седаний правительства Самарской обла­сти вы утверждали, что «Авиакор» мо­жет заняться сборкой Ан-70, и просили содействия областных властей для вклю­чения этой машины в производственную программу ОАК (Объединенная авиастро­ительная корпорация — Прим.авт.). Ваши предложения нашли поддержку в област­ной администрации? И каких именно дей­ствий от региональных властей вы жде­те?

— Наши предложения по освоению произ­водства самолета Ан-70 на «Авиакоре», осно­ванные на проработке имеющихся заделов по данному проекту, нашли поддержку в област­ной администрации и более подробно будут рассмотрены на предстоящем совещании по вопросу развития предприятия у губернатора Самарской области Владимира Артякова.

Готов ли «Авиакор» уже сейчас к строительству Ан-70, или требуется се­рьезная подготовительная работа?

— На «Авиакоре» уже начиналось осво­ение производства самолета Ан-70, поэто­му первичный этап освоения производства и ознакомления с документацией уже прой­ден. Но как и любое начало производства ста­новление работ по запуску сборки самолета Ан-70 требует начальных инвестиций. Без­условно, данный проект потребует значи­тельных вложений на переоснащение про­изводства и привлечение дополнительных кадровых ресурсов. Оценочно затраты соста­вят несколько миллиардов рублей. Вкачестве потенциальных инвесторов по этому проекту мы рассматриваем ОАО «ОАК» и Министер­ство обороны РФ.

— Сколько будет стоить этот самолет, и сколько стоят его мировые аналоги?

— Вопрос о стоимости самолета пока пре­ждевременный, по расчетным данным, она может варьироваться от 50 до 60 миллионов долларов. Единственный аналог этого само­лета — Аэробус 400М компании Airbus, его стоимость составляет от 80 миллионов дол­ларов, но по своим летно-техническим харак­теристикам он уступает самолету Ан-70.

— Вы уже вели переговоры с разработ­чиком о производстве машины на «Авиа­коре»? Если переговоры велись, какие до­стигнуты результаты?

— Предварительные переговоры проходи­ли, возражений о размещении производства Ан-70 в Самаре со стороны КБ «Антонов» не прозвучало. Окончательное решение о раз­мещении производства самолета остается за Минпромторгом РФ.

— На заказ от какого министерства (кроме Минобороны) можно рассчиты­вать, готовясь к строительству самолета?

— Основным заказчиком по проекту вы­ступает оборонное ведомство РФ, 60 само­летов Ан-70 включены в государственную программу вооружений, но, учитывая уни­кальные характеристики данного самолета и тот факт, что на данный момент на рынке отсутствуют транспортные самолеты данной размерности, Ан-70 может быть интересен также транспортным авиакомпаниям.

— Какое количество самолетов Ан-70 может быть востребовано в России? Воз­можны ли иностранные заказы?

— По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, грузовые перевозки в РФ имеют значительный потенциал роста за счет даль­нейшего расширения участия российских авиакомпаний на мировом рынке перево-зок транзитных и уникальных грузов. По ста­тистике за 2010 год, грузооборот российских авиакомпаний составил 5 миллиардов ткм (тонно-километров — Прим. авт.), ожида­ется рост грузооборота к 2020 году до 7-10 миллиардов ткм, а к 2030 году — до 12-18 мил­лиардов ткм. С учетом того, что 90% парка грузовых самолетов, выполняющих задачи по всему миру, составляют разработки вре­мен СССР, не отвечающие всем требовани­ям современной авиационной техники, появ­ление на рынке современного транспортного самолета с уникальными характеристиками будет залогом его востребованности. Безу­словно, иностранные компании интересуют­ся самолетом Ан-70, но это вопрос его даль­нейших перспектив.

— И, наверное, самое главное. Почему вы делаете ставку именно на Ан-70?

— Для этого существуют объективные предпосылки. Например, в конце 90-х годов «Авиакор» уже рассматривался в качестве ба­зового завода для этого самолета и нами уже проведена конструкторско-технологическая проработка документации. Также габариты Ан-70 наиболее оптимально вписываются в производственные мощности предприятия, традиционно производящего воздушные су­да первого класса (Ту-114, Ту-95, Ту-154). Не стоит забывать, что «Авиакор» — российский центр компетенции турбовинтовых самоле­тов с преемственностью традиций. Крайний (простите за неблагозвучность, но специа­лист авиационной отрасли не может сказать по-другому — Прим.авт.) турбовинтовой рос­сийский самолет Ту-95 выпускался на «Авиа­коре». Исходя из всего этого становится ясно, что «Авиакор» — оптимальный выбор.

Читайте также: