Самарский завод готов к строительству грузового самолета
В 2009 году руководство конструкторского бюро Антонова (Украина) утверждало, что уже в 2012 году на территории ближайшего соседнего государства начнется сборка самолетов Ан-70 для нужд Минобороны России. Ивот сегодня обсуждается вопрос строительства воздушных судов в Самаре на ОАО «Авиакор-Авиационный завод». На вопросы «СГ» отвечает генеральный директор самарского предприятия Алексей Гусев.
— Алексей Викторович, на одном из заседаний правительства Самарской области вы утверждали, что «Авиакор» может заняться сборкой Ан-70, и просили содействия областных властей для включения этой машины в производственную программу ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация — Прим.авт.). Ваши предложения нашли поддержку в областной администрации? И каких именно действий от региональных властей вы ждете?
— Наши предложения по освоению производства самолета Ан-70 на «Авиакоре», основанные на проработке имеющихся заделов по данному проекту, нашли поддержку в областной администрации и более подробно будут рассмотрены на предстоящем совещании по вопросу развития предприятия у губернатора Самарской области Владимира Артякова.
— Готов ли «Авиакор» уже сейчас к строительству Ан-70, или требуется серьезная подготовительная работа?
— На «Авиакоре» уже начиналось освоение производства самолета Ан-70, поэтому первичный этап освоения производства и ознакомления с документацией уже пройден. Но как и любое начало производства становление работ по запуску сборки самолета Ан-70 требует начальных инвестиций. Безусловно, данный проект потребует значительных вложений на переоснащение производства и привлечение дополнительных кадровых ресурсов. Оценочно затраты составят несколько миллиардов рублей. Вкачестве потенциальных инвесторов по этому проекту мы рассматриваем ОАО «ОАК» и Министерство обороны РФ.
— Сколько будет стоить этот самолет, и сколько стоят его мировые аналоги?
— Вопрос о стоимости самолета пока преждевременный, по расчетным данным, она может варьироваться от 50 до 60 миллионов долларов. Единственный аналог этого самолета — Аэробус 400М компании Airbus, его стоимость составляет от 80 миллионов долларов, но по своим летно-техническим характеристикам он уступает самолету Ан-70.
— Вы уже вели переговоры с разработчиком о производстве машины на «Авиакоре»? Если переговоры велись, какие достигнуты результаты?
— Предварительные переговоры проходили, возражений о размещении производства Ан-70 в Самаре со стороны КБ «Антонов» не прозвучало. Окончательное решение о размещении производства самолета остается за Минпромторгом РФ.
— На заказ от какого министерства (кроме Минобороны) можно рассчитывать, готовясь к строительству самолета?
— Основным заказчиком по проекту выступает оборонное ведомство РФ, 60 самолетов Ан-70 включены в государственную программу вооружений, но, учитывая уникальные характеристики данного самолета и тот факт, что на данный момент на рынке отсутствуют транспортные самолеты данной размерности, Ан-70 может быть интересен также транспортным авиакомпаниям.
— Какое количество самолетов Ан-70 может быть востребовано в России? Возможны ли иностранные заказы?
— По данным Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, грузовые перевозки в РФ имеют значительный потенциал роста за счет дальнейшего расширения участия российских авиакомпаний на мировом рынке перево-зок транзитных и уникальных грузов. По статистике за 2010 год, грузооборот российских авиакомпаний составил 5 миллиардов ткм (тонно-километров — Прим. авт.), ожидается рост грузооборота к 2020 году до 7-10 миллиардов ткм, а к 2030 году — до 12-18 миллиардов ткм. С учетом того, что 90% парка грузовых самолетов, выполняющих задачи по всему миру, составляют разработки времен СССР, не отвечающие всем требованиям современной авиационной техники, появление на рынке современного транспортного самолета с уникальными характеристиками будет залогом его востребованности. Безусловно, иностранные компании интересуются самолетом Ан-70, но это вопрос его дальнейших перспектив.
— И, наверное, самое главное. Почему вы делаете ставку именно на Ан-70?
— Для этого существуют объективные предпосылки. Например, в конце 90-х годов «Авиакор» уже рассматривался в качестве базового завода для этого самолета и нами уже проведена конструкторско-технологическая проработка документации. Также габариты Ан-70 наиболее оптимально вписываются в производственные мощности предприятия, традиционно производящего воздушные суда первого класса (Ту-114, Ту-95, Ту-154). Не стоит забывать, что «Авиакор» — российский центр компетенции турбовинтовых самолетов с преемственностью традиций. Крайний (простите за неблагозвучность, но специалист авиационной отрасли не может сказать по-другому — Прим.авт.) турбовинтовой российский самолет Ту-95 выпускался на «Авиакоре». Исходя из всего этого становится ясно, что «Авиакор» — оптимальный выбор.
Финансы
Финансы