Больше света

08.08.2015

75

Автор: Светлана Внукова

Больше света

В Самаре выступил с лекцией Нобелевский лауреат Жорес Алферов

 
В холлах СГАУ шла прямая трансляция лекции, но самарцы хотели не виртуального, а живого общения, и в актовом зале яблоку негде было упасть. Кресла заняты все, люди стоят в проходах, вдоль стен… Традиция. Как только лето — Жорес Иванович в Самаре. Он — почетный доктор СГАУ, чтение лекций полагает своей обязанностью и на этот раз говорил о световых технологиях. Но не только о технологиях. Несколько выдержек из выступления ученого, без открытий которого сегодня немыслимы цифровая и космическая техника, лазерная медицина, энергетика и мобильная связь.


О научных авторитетах
 
— Я хочу начать лекцию с демонстрации фотографий трех выдающихся ученых, чьи исследования и философия жизненная оказали огромное влияние на развитие науки и цивилизации ХХ столетия.
 
Джордж Портер. Мы познакомились с ним в конце 80-х, когда он был президентом Лондонского королевского общества, и много раз встречались. И он как-то сказал, что вся наука в сущности прикладная, только одни приложения возникают очень быстро, а другие через столетия.
 
Все в нашей цивилизации определяется в конечном счете развитием науки — вот что по сути сказал этот прекрасный химик, получивший Нобелевскую премию в 1967 году за исследование сверхбыстрых химических реакций.
 
На другой фотографии — человек, который одним из первых, еще в начале ХХ века, понял, что квантовая физика станет со временем основой технологий. Абрам Федорович Иоффе — создатель Физико-технического института.
 
Я как-то сказал, что, наверное, только два крупных инновационных проекта были абсолютно успешными — Манхэттенский проект США и советский атомный проект. Кадровую проблему Ман-хэттенского проекта решил, сказал я в шутку, Адольф Гитлер, поскольку основные работы этого проекта были выполнены европейскими учеными, которые эмигрировали в США после прихода Гитлера к власти. Кадровую проблему советского атомного проекта решил Иоффе, потому что основные работы этого проекта осуществляли его ученики — Курчатов, Харитон, Зельдович, Алиханов, Кикоин, Арцимович и многие другие.
 
Портера и Иоффе я знал лично. Жолио-Кюри видел лишь пару раз, но хочу привести слова из его юбилейной лекции, которые имеют сегодня особое значение для нашего с вами Отечества.
 
В 1950 году Фредерик Жолио-Кюри, которому в 1950-м исполнилось 50 лет, сказал, что всякая страна, развивая науку, вносит свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Если она не делает этого, она подвергается колонизации. И еще он сказал, обращаясь к молодежи, что нужно ценить служение науке и никогда не думать о личной выгоде.
 
Больше светаОб академии наук
 
Два года тому у нас фактически ликвидировали Академию Наук (имеется ввиду реорганизация РАН и создание Федерального агентства по управлению собственностью Академии и её научными институтами. — С.В.).
 
Академия Наук была создана Петром I и оказывала огромное влияние на развитие науки в нашей стране. Я как-то посмотрел уставы Академии наук 1836-го и 1927 годов. Начинаются, по сути, одной и той же фразой. Устав 1836 года: «Академия наук есть первенствующее научное учреждение России». Устав 1927 года: «Академия наук есть высшая научная организация Советского Союза».
 
В середине 40-х годов прошлого века нашлись чиновники, которые предложили лабораторию номер 2 Академии Наук СССР, курчатовскую лабораторию, передать НКВД или правительству, поскольку деньги в лабораторию шли из правительства. Политическое руководство страны на это ответило так: «Деньги идут из правительства, но идеи рождаются в Академии наук. Лаборатория номер 2 была и останется в Академии Наук СССР».
 
Два года назад я впервые в жизни, могу сказать вам совершенно откровенно, почувствовал свою ненужность. Даже в 90-е, бесконечно тяжелые годы я понимал, что нужен своей стране. После ликвидации Академии у меня первый раз в моей жизни появилась мысль: а может, не нужен?
 
Почему эта мысль вознила? А потому что главная проблема науки сегодня — это даже не проблема финансирования. Главная проблема науки сегодня — это проблема невостребованности научных результатов экономикой и обществом. Если эта проблема решается, если возникает запрос на результаты научных исследований, средства на науку находятся. И начинают иначе относиться к научным школам, к научным сотрудникам и к тому, как они должны организовывать свою работу.
О «всемирной бензоколонке»
 
Наша страна сегодня — это, безусловно, всемирная бензоколонка. Мы располагаем богатейшими природными ресурсами и зарабатываем на этом приличные средства. Не все они лучшим образом используются, но по крайней мере пропитание населению мы за счет продажи нефти и газа обеспечиваем.
 
Нефть, газ и уголь — невоспроизводимые источники энергии. На сколько хватит? Цифры могут меняться. Открываются новые месторождения, и, возможно, речь будет идти уже не о 40 -50 , а о 70, 80, 100 годах. Но, как верно заметил министр энергетики Саудовской Аравии, которого недавно процитировал Нобелевский лауреат, физик замечательный, министр энергетики в первом правительстве Обамы Стивен Чу, каменный век кончился не потому, что наступил дефицит камня. И нефтяной век кончится не потому, что наступит дефицит нефти. Развитие человечества происходит за счет рождения новых технологий, создаваемых на основе научных исследований, — сказал министр энергетики Саудовской Аравии.
 
Так вот, такой развивающей человечество технологией, технологией, которая в космосе используется с 1958 года и сегодня все шире применяется на Земле, является технология преобразования солнечной энергии в электрическую.
Осолнечной энергии
 
Были очень простые расчеты, которые производились и в СССР, и в США в середине 70-х во время первого энергетического кризиса. И эти расчеты показали, что, чтобы покрыть за счет солнечной энергетики электрические мощности Советского Союза, нужно установить в Средней Азии солнечные батареи на площади 70 х 70 километров. А для того, чтобы удовлетворить нужду США в электроэнергии с учетом запланированного до 2020 года роста энергетики, надо покрыть солнечными батареями площадь не меньшую, чем та, что занята в США хайвеями.
 
КПД солнечных батарей в 70-е годы не превышал 10 процентов. Сегодня теоретический КПД такого сорта фотоэлементов может составлять от 70 до 87 процентов, и уже сегодня получение энергии за счет фотовольтаического эффекта (эффект, возникающий в полупроводниковых структурах под воздействием солнечного излучения. — С.В.) экономически более выгодно, чем получение энергии на атомной электростанции с надежной системой безопасности. Так что, думаю, к концу столетия за счет солнца человечество будет покрывать не менее 2/3 своих энергопотребностей.
 
Нефть и газ, конечно, останутся. Транспорт еще, наверное, долгое время будет использовать в числе прочего нефть и газ. И есть много других интересных применений — не будем забывать, что говорил Дмитрий Иванович Менделеев: «Нефть — не топливо, топить можно ассиггнациями». Но основой мировой энергетики будет преобразование солнечной энергии. И, конечно, одна из основных задач, которые стояли, стоят и, боюсь сказать, как долго стоять будут перед нашей страной, -это развитие высокотехнологичной экономики вообще и новых энергетических технологий в частности.
 
Об уровне образования
 
Мы много потеряли за эти годы. В том числе в образовании. Лицей «Физико- техническая школа» в моем университете (С.-Петербургский научно-образовательный центр нанотехнологий РАН (Академический университет). — С.В.), он ведь еще чем уникален? Тем, что 30 процентов учителей лицея — это молодые люди, этот наш лицей окончившие. Сначала лицей, потом — университет. И вот они сейчас подходят ко мне и говорят, что надо бы не с восьмого класса в лицей принимать, а с пятого, поскольку уровень образования в общеобразовательных школах такой, что все труднее находить ребят, способных в нашем лицее учиться.
 
Уровень образования упал. Упал очень низко. Меж тем хорошее образование необходимо нам жизненно. Нам жизненно необходимы хорошие учителя. И хорошим учителям нужно платить хорошую зарплату, понимая, что никакое дистанционное образование, никакие айфоны и айпады не заменят живого общения учителя и ученика. Я, признаюсь, порой даже жалею, что там везде стоят гетероструктуры (структуры из полупроводников для высокоскоростной и оптоэлектроники — главное научное достижение Алфёрова, за которое он удостоен Нобелевской премии. — С.В.) и дети получают отслоение сетчатки, непрерывно смотря в эти самые айфоны и айпады.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации