Варвары против аборигенов

22.05.2014

18

Автор:

Варвары против аборигенов

Борьба светлого и темного в театре драмы им. Горького

Молодые люди из Москвы приезжают в глубинку строить железную дорогу и переворачивают жизнь местного населения, поскольку уверены, что лучше знают «как надо». Пьесу «Варвары» Максима Горького поставили в Самарском академическом театре драмы его имени.

Можно предположить, что главного режиссера театра Валерия Гришко привлекли в пьесе яркие характеры и уместное в любое время идеологическое противостояние «старого» и «нового». Однако обилие персонажей, ведущих запутанные диалоги, усложняет задачу привлечения публики. Постановщик решил задачу просто: «подредактировал» текст Горького -где-то сократил, где-то добавил вставки из других его произведений. В результате действие и отношения героев развиваются более напряженно.

Варвары прибывают в городок Мямлин (так постановщики меняют горьковское название Верхополье) как и положено — по воде. Огромный деревянный угол парохода под устрашающую музыку (композитор Василий Тонковидов) «вплывает» на сцену. Со смешанным чувством интереса и осторожности «туземцы» приветствуют «варваров». С нескрываемой брезгливостью и презрением ступают на землю приезжие.

Инженеры одаривают городок такими эпитетами, как «темный угол» и «болото». Их нельзя назвать несправедливыми. Местное население под аккомпанемент балалайки и лай собак пьет мутную брагу, заводит от скуки ленивые романы, раскладывает пасьянсы, ворует и сплетничает.

Во главе этого вечного застоя — городской голова Василий Ре-дозубов, будто переехавший из Калинова Александра Островского. Столкновения двух сильных личностей — инженера Черкуна (Денис Евневич) и Редозубова (народный артист России Владимир Борисов) не будет. Грозный голова быстро потеряет авторитет и будет отлавливать из дома инженеров то сына, то дочь. Страстных лекций о прекрасной новой жизни нам никто из просвещенных городских жителей не прочитает. «Гости» будут беседовать с местным населением исключительно о бытовых вопросах и варварски действовать, действовать, действовать. Увезут дочь Редозубова, споят его сына, раскритикуют девятилетний филологический труд Головастикова и мимоходом, почти случайно, доведут до самоубийства Надежду Монахову, местную главную романтическую героиню.

Варвары против аборигеновМонахова в исполнении Нины Лоленко выглядит одновременно нарочито жеманной и экзальтированной. Недоумение не покидает ее в момент трагической развязки, которая кажется не следствием психологического движения персонажа, а романтическим жестом для эффекта.

Подбор актеров на главные роли выглядит точно до предсказуемости. Напористый до наглости и сильный до безжалостности Черкун — Денис Евневич. Его холеный до аристократизма партнер по бизнесу — заслуженный артист России Владимир Гальченко. Крепкий Редозубов, воплощающий всю мощь «настоящей русскости», однако способный на трогательные душевные проявления, — Владимир Борисов. Его сын Гриша, толстый, нелепый и смешной — Иршат Байбиков.

Художник-постановщик Александр Орлов (Санкт-Петербург) наглядно воплощает на сцене идеологическое противостояние «старого» и «нового». Светлые одежды, в которых прибывают «варвары», белоснежная обстановка их жилья — все дает зрителю понять, что они собираются писать историю с чистого листа. Безжалостно стерильная белизна здесь не символ чистоты, символ отказа от прошлого.

В спектакле хорошо видны два направления приложения усилий режиссера — рассказать устами горьковских героев про нас сегодняшних и сделать текст интересным для публики. Первое было достигнуто успешно: реплики персонажей хочется записывать в качестве ярких примеров великодержавной «мудрости» («проведут железную дорогу и все испортят», «немцам везут лес наш», «жена <…> к тебе вроде как цепью на всю жизнь прикована, и оба вы с ней на манер каторжников. Старайся идти с ней стройно в ногу, не сумеешь — цепь почуешь.», «раньше Россия богаче была. А теперь ограбили ее разные чужие нам люди»). Со вторым вышла промашка. Публика задорно смеялась над репризами и шутками, рассыпанными по всему спектаклю. Но по инерции сохранила веселый настрой и в последней части спектакля, в которой перед нашими глазами разворачиваются человеческие трагедии и разрушенные судьбы как призрак маячат за спиной почти каждого персонажа.

В итоге выдержанный и эстетически (сцена уменьшена до размеров комнаты, обитой темным деревом, что создает мрачное ощущение), и психологически (тягостное настроение распада передают все персонажи, включая прожигателя жизни Цыганова и «хозяина города» Редозубова) финал теряется, поскольку зрители оказываются не подготовлены к нему.

КОММЕНТАРИЙ

Вячеслав Гвоздков,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР САМАРСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. ГОРЬКОГО, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ:

• Пьеса 1905 года о молодых реформаторах оказалась удивительно современной. Горький — мастер характера и сюжета, он равен Островскому.

ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации