Культура

Эксперименты над собой

Презентации Баландина просты лишь на первый взгляд

Сергей Баландин — известный самарский художник, от которого публика всегда ждет сюрпризов.

Своими перформансами он шокирует зрителей, но ничего кроме эмоций от такого жанра искусства не остается.

На своей персональной вы­ставке «Гомункулус» в культур­ном центре «Арт-пропаганда» Баландин представил «отчет о проделанной работе» в виде фо­тографий, рисунков, видео и текстов.

«Меня зовут Сергей, и вы соз­дали меня своим сознанием», — приветствует автор публику. Сущ­ность художника и его отражение в своих работах — совсем не одно и то же, убежден он. Сергей назвал свою выставку «Гомункулус» — ис­кусственно созданный человек, со­знание которого можно по своему желанию наполнить содержимым. Именно так творец создается сво­ими зрителями. Это утверждение Сергей Баландин в 2008 году ре­шил доказать на деле. Участники перформанса рисовали на его те­ле краской всевозможные узоры, а потом колотили беднягу — худож­ника простыней. Простыни с отпе­чатанными на них следами гуаши сегодня — экспонат выставки. Как документальное подтверждение произошедшего два года назад ху­дожественного акта…

Сами по себе фотографии и прочая «документация» с перфор­мансов ничего не значат и зрителю ничего не дают. Эмоции и ощуще­ния остаются «за кадром». Чтобы их «реанимировать», к каждой фо­тографии прилагается текст поэ­та Ильи Саморукова, который стал куратором выставки. Тексты — что-то вроде рассказа о первых впе­чатлениях от увиденного. Так что выставка стала не столько прояв­лением Баландина как художника, сколько Саморукова как создателя художественного образа.

Сергей Баландин — известный испытатель себя на прочность. В ходе перформансов его закапыва­ли в песок с головой на полдня и называли это «Смертью», у него брали кровь и называли это «Росси­ей». Боль для Баландина — «попыт­ка ощутить телесную духовность». «Экспериментируя над собой, я до­казываю себе, что существую», — объясняет художник.

На собственной выставке Сер­гей никого шокировать не стал. Одетый в пиджак и «бабочку», он поприветствовал зрителей и при­гласил в зал для участия в очеред­ном перформансе. На столике бы­ли заготовлены гуашь и стаканы с водой. Себе в ассистенты Баландин взял симпатичную девушку Викто­рию и велел повторять за ним каж­дое движение. Девушка осушила за Сергеем два стакана воды, но вот рубашку снять не рискнула. Далее всем желающим предоставили воз­можность порисовать гуашью на лицах молодых людей. С «боевой раскраской» Сергей и Вика поси­дели еще с полминуты, и художник объявил о завершении перформан­са. Финал, как всегда это бывает у Баландина, остался открытым.

Показать ещё

По теме

Газета

Приложение