Страна Балбетиния с «Далями неоглядными»

18.01.2011

31

Автор:

Страна Балбетиния с «Далями неоглядными»

В Самарском областном художественном музее проходит выставка живописца Александра Васильева, посвященная его столетию

На ее открытии присутствовал сын академика — театральный художник, искусствовед, историк моды Александр Васильев.

На пресс-конференции министр культуры Самарской обла­сти Ольга Рыбакова вручила Алек­сандру Александровичу диплом и статуэтку премии «Народное при­знание». Тот в долгу не остался и по­дарил министру их совместную фо­тографию с Поволжских сезонов с дарственной надписью. А в дар му­зею, помимо своих новых книг, пре­поднес уникальный презент. Вот что он сказал:

— Каждый раз, бывая в Самаре, я посещаю дом своего деда, статско­го советника, офицера Император­ского флота, на бывшей Предтечен­ской (Некрасовская, 46). И всегда подъезд к нему был закрыт. А сегод­ня замок оказался почему-то сбит и мне удалось попасть туда через цен­тральный вход. Перед дверью я уви­дел старый сундук, принадлежавший моему деду или одному из его сосе­дей. Когда откроется музей Василье­вых на ул.Венцека, туда можно бу­дет поместить и этот сундук. Жаль, конечно, что не удалось создать му­зей в доме моего деда… Дело в том, что там сейчас коммуналка, и жиль­цы вдруг начали активно разводить­ся, чтобы получить больше квартир. На шесть семей они потребовали 24 квартиры! В итоге музей будет в дру­гом здании. Но сундук теперь наш!

Александр Васильев охотно рассказал о творчестве своего отца. Например о том, что присутствую­щие на многих его картинах «бал­бетки» — изобретение Александра Павловича середины 70-х.

— Если попробовать дать опре­деление, то это кегли или толкуш­ки для картошки. А если копнуть глубже — собирательный образ со­ветского человека. Слово образова­но от двух других — «бабетта», при­ческа, популярная в 70-х годах, и «балбес».

Помимо картин с выдуманной художником страной Балбетини­ей на выставке представлены эски­зы декораций к спектаклям «Петер­бургские сновидения», «Дядюшкин сон», «Дали неоглядные», «Мазе­па», «Милый лжец». Они интересны тем, что дают представление о худо­жественном мире спектакля, пере­дают его атмосферу. Необычная для советского времени яркая палитра — в картинах, созданных по мотивам путешествий художника по Афгани­стану, Канаде и другим странам.

Посетители смогут увидеть два (из существующих шести!) портрета Александра Васильева, написанных его отцом. «Никто лучше него не по­нял моего внутреннего мира. Я был его детищем и в художественном, и в человеческом смысле», — проком­ментировал эти работы историк мо­ды. Помимо изображений великих современников Александр Павлович писал и портреты простых людей, также не принявших социалистиче­ский строй и искавших спасения от него в своем внутреннем мире. Тема нравственного раскола анализиру­ется художником и в картинах, ска­жем так, философско-сатирической направленности: «Гоголевские ти­пы. Множество…», «Очки шефа», «Заседание секретариата».

Выставка в Самарском област­ном художественном музее прод­лится до 28 февраля.