Почему писатель-подводник не пишет романов и любит бывать в Похвистнево.
С творчеством Александра Покровского читатели «Самарской Газеты» имеют удовольствие знакомиться в каждом пятничном ее номере. И вообще для Самары он человек не чужой — поселившись после службы на подводных лодках в Питере и став известным писателем, он почти каждое лето, а иногда и зимой, приезжает в Самару, где немало его читателей и почитателей. Нынешнее лето не стало исключением, и мы воспользовались возможностью взять у него интервью.
— Что и кто в Петербурге и в Самаре для вас являются символами этих двух городов?
— В Питере это Александрийский столп и шпиль Петропавловской крепости. Есть власть, нет власти — они все равно стоят. Сейчас, правда, пытаются воткнуть этот газпромовский небоскреб, чтобы он вознесся выше, но мне кажется, как только его возведут, наступит конец Питеру. Потому что это другой ориентир. Вот Петропавловская крепость — и над ней ангел. То есть мы вот здесь, а над нами бог, а если выше ангела газпромовская «кукурузина», меняется бог. А меняется бог — меняется все. И тогда конец Петербургу. А из петербургских личностей самым приличным был Дмитрий Лихачев. Лично я с ним знаком не был, но мне нравится, что он говорил и делал. Он очень любил город. Говорил, что если из Петербурга убрать всех людей, он будет только красивей.
— А в Самаре?
— Самый самарский человек для меня главный редактор «Новой газеты» Дима Муратов. Он давно в Москве, мы с ним там пересеклись, сдружились как-то. В нем самарский дух остался. У него большое сердце, он всех любит. А из самарских явлений — Грушинский фестиваль, конечно. Люди собираются и просто поют. Иногда полную ерунду. Но это неважно — важен процесс. Как для соловьев. И в это время меняется химия организма, люди становятся лучше, здоровее. Плещутся в этих протоках тысячами, а зараза не пристает. Там для нации наступает здоровье. В общем, Грушинский фестиваль — это замечательное явление. Ну и самарские дороги — тоже явление. Больно видеть эти рытвины. Но ведь и в Питере то же самое.
— Это в парадном-то городе, родине двух президентов?
— Абсолютно та же картина. Мы такие одинаковые. И снегом нас так же заваливает по самую макушку, и переживания чиновников такие же по поводу пробок и сосулек. Но эти сосульки не на крышах в первую очередь растут, а в их головах. Я же путешествую по миру, вижу в каком состоянии люди, страны. В той же Германии или Испании — настолько там все другое. У них нет ни газа, ни нефти, и им приходится выживать по-другому. Там страшный кризис, но народ на улице не нервничает. От бездомных не пахнет, совершенно свеженькие люди.
— А в России вам что-то нравится?
— Конечно. Вот в Похвистнево мне очень понравилось. Замечательный городок. Мэр там очень интересный. Он такой… домашний. Выходит на улицу — люди к нему подходят и он от них не шарахается. В Питере, когда к чиновнику граждане подходят, он нервничает сразу, пугается. А здесь он спокойно с людьми разговаривает, не пятится. Мы приехали туда, естественно, была встреча читателей с писателем. Читатели с цветами пришли! В Питере такого не бывает. А здесь слушают, и ты чувствуешь, что они тебя понимают, интерес в глазах.
— Это потому что в Похвистнево для наращивания «культурного слоя» много делают…
— Да, это чувствуется. Удивительно, в городе с 29-тысячным населением есть свой драмтеатр, и в него ходят зрители. Прекрасный дом культуры, библиотека хорошая, балетная студия. Такие они молодцы!
— Без чего, по-вашему, не может обойтись никакое общество?
— Общество без культуры — не общество. И чтобы она была, мне кажется, шевелиться надо самим, иначе все встанет. Культура же складывается по кирпичику: фольклор — бабушки поют, вышивают, авторские песни, неавторские, ремесла народные — это все культура нации. К сожалению, наши руководители увлечены совершенно другой идеей. Я вижу эти лица в телевизоре постоянно. И понимаю, их одолевает идея совершенно другая, и носит она название «нажива». Но как только ты отъехал в то же Похвистнево, вдруг видишь, что там преобладают другие идеи. О благе малой родины они там пекутся. Я с тамошним мэром говорил, он как раз об этом задумывается. «Ты знаешь, город — это как моя квартира, — объяснял он мне, — хочется о нем заботиться — здесь такую полочку прибью, здесь еще что- то сделаю, чтоб быт украсить». Вот он все время что-то в своем городе украшает. Человеческое это и правильное очень отношение к жизни.
— На марши несогласных в Питере ходите?
— Не хожу. В толпе огромная ненависть, некоторые ею подпитываются — из негатива получают позитив. Я так не могу, во мне рушится все. И потом, поскольку я бывший военный, я боюсь кого-нибудь убить. Если при мне дадут старушке по голове, я уж не знаю, что со мной произойдет. Если я этому омоновцу голову не отвинчу, будет очень хорошо. Поэтому ни на какие митинги я не хожу. Но на моей гражданской позиции это никак не сказывается. Если кому-то нравится митинговать, пожалуйста.
— Ну у вас свой, писательский, вклад в борьбу за свободу мысли…
— Я бы назвал это вкладом в борьбу за свободу русского языка. Когда меня спрашивают, надо ли нам бороться за чистоту русского языка, я отвечаю: не надо. Русский язык, он как ручей, его загадили чем-то, а он прошел через какие-то листики, очистился и зажурчал. То, что прилипло — прилипло, это нестрашно.
— Вы считаете себя «родителем» особого флотского языка?
— Нет, это до меня все было. Но в жизни те, кто говорят флотским языком, не пользовались им настолько виртуозно. А когда получился концентрат, который я по крупицам собрал или выдумал по дороге, появились виртуозно на нем говорящие.
— Из изданных книг вам ничего не хочется вычеркнуть?
— Из «Расстрелять!» нет, потому что она отшлифована, как галька. В книжках, которые не так долго писались, наверное, можно что-то добавить или убрать.
— Не тесно вам в рамках жанра короткого рассказа и небольших повестей, не планируете роман написать?
— Чтобы роман написать, нужно время, чтобы я был свободен от всех дел, не дергался, не бегал. А в основном жизнь такая, что я дергаюсь и бегаю. А роман — это надо засесть в деревне, каждый день писать, замучить себя. Это самопринуждение великое.
— Потенциал в себе к этому великому принуждению вы чувствуете?
— Н -нет. Я писал книжку «Иногда мне снится лодка» лет пять. Бросал, потом возвращался к ней, потом снова бросал. И все это превратилось в какой-то кошмар. Это огромная вещь для меня, она сделана по тому же принципу, что и маленькие вещи — такая же поэтическая, где ничего, казалось, невозможно убрать. И она начала разрастаться, и я понял, что это уже синдром Марселя Пруста, когда не понимаешь, куда тебя ведет. И я отдал написанное редактору, он там что-то почикал. После этого я эту книжку даже не перечитывал, настолько тяжело она мне далась. Большие вещи требуют серьезного труда, а в современной жизни невозможно написать большую вещь без отказа от всего. Я вижу, конечно, что люди шлепают некие романы — что ни год, то роман, но открывать мне их не хочется. Потому что это не литература, а поденщина, чтобы деньги заработать. Мне это неинтересно.
Общество
Общество
Общество