Культура

Учимся понимать современное искусство

Шаг первый — привыкнуть к природе

Современным искусством сложно наслаждаться с ходу — это требует работы ума и некоторой подготовленности. В начале января в галерее «Виктория» начала свою работу мастерская акционизма. Всех желающих здесь обещают научить разбираться в публичных акциях и отличать перформанс* от флеш-моба. Сергей Баландин, один из руководителей курса, художник-перформансист, участник Московской молодежной биеннале, Ширяевской биеннале, выставок в Германии, Литве и Армении, рассказал «СГ» о том, зачем изучать теорию и практику перформанса.

— Вы руководите мастерской акцио-низма совместно с художницей Анной Коржовой, а кому принадлежит идея?
— Идея была моя, но мне показалось, что лучше будет работать вместе. У нас две группы, каждый работает со своей командой.

— В чем суть мастерской?
— Это образовательный проект, в рамках которого участники узнают, что есть школы, различные направления внутри перформанса. У нас в провинции не хватает эстетического опыта, который уже был пережит в столице. Фактически мы пропагандируем современное искусство.

— Кто ваши «ученики».?
— Их девять человек. В основном молодые люди, до тридцати. Самый младший -одиннадцатиклассник. Художников среди них нет. Большинство пришедших сказали, что это для них первый опыт создания произведения искусства. Некоторые мотивировали свое появление так: «Мы раньше смотрели перформансы, и они нас не трогали, но нам интересно, и мы хотим попробовать». Мы боялись, что кто-то уйдет после первого занятия, но команды получились достаточно крепкими.

— Чем конкретно вы занимаетесь?
— Темой первой сессии стала группа «Коллективные действия», которая действовала в 70-90-х годах. Это московские концептуалисты. Выбрали их, потому что это наши соотечественники, может быть, более понятные для нас. И самое важное -у них есть мощная теоретическая база. Это дает возможность почитать тексты и что-то понять про них. Есть целый словарь московских концептуалистов. После теории и просмотра их акций мы перешли к практике. На днях выехали в поле за Южным мостом. Пока ничего там не делали, просто ходили, привыкали к природе. У группы «Коллективные действия» было два вида акций: со зрителями и без. В последнем случае они делали объект — плакат, фонарь, палатку из картин и оставляли для так называемого анонимного зрителя — прохожего, который на нее наткнется. В ближайшее время каждая группа создаст как раз такой объект, рассчитанный на случайного зрителя. Потом мы будем показывать акции друг для друга, а 24 февраля сделаем совместную акцию для постороннего зрителя. Место для этого мы еще выбираем.

— Это разовая акция или будут еще мастерские?
— Если все удастся, планируем повторять каждые полгода.

— Что вы считаете конечной целью проекта? Что должно получиться в итоге?
— Хотелось, чтобы люди приобрели другой опыт проживания. Зачем ходят на йогу или в художественную школу? Так не только приобретешь навыки, но и узнаешь, что можно по-другому жить. Говоря банально — расширение сознания. Особенно для людей, которые никогда не соприкасались с искусством.

— То есть перед вами не стоит задача создавать новых художников?
— В рамках этих занятий — нет. В идеале, конечно, нам интересно создание школы современного искусства. Но это из разряда фантазий. Таких заведения я знаю два, и оба в Москве. Если бы Самара обзавелась подобной школой — это стало бы колоссальным прорывом для искусства всего Поволжья.

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение