К чему приведет объединение СНТК и «Моторостроителя»? Процесс объединения СНТК им. Кузнецова и ОАО «Моторостроитель» выходит на финишную прямую: подписав коллективный договор с трудовым коллективом, руководство предприятий издало приказы о реструктуризации. Ситуацию прокомментировал директор комплекса качества и лицензионной работы СНТК им. Кузнецова Сергей Анисимов. — Что произошло на СНТК за два последних месяца? — Самое значительное — заключение трудового договора с коллективом. На СНТК был коллективный договор трехлетней давности. Новый директор за все это время так и не «присягнул» ему, поэтому никакой юридической ответственности за его выполнение не нес. Никакого взаимодействия с трудовым коллективом, никакого отчета перед коллективом у Никитина за все это время не было. Конференция состоялась на прошлой неделе. Я читал проект договора, он по существу является продолжением старого, в нем все разумно. Но важно ведь не только как заключается договор, но и как он исполняется. — Так это было профсоюзное собрание СНТК или «Моторостроителя»? — Объединенная конференция. Чтобы была возможность отчитаться и принять договор на 2010 год. А голосование было по поводу итогового документа, которого до сих пор никто не видел. И попали ли туда предложения от СНТК — вопрос. Норма представительства делегатов была в пользу «Моторостроителя», а голосование — общим. И когда мы пытались сделать так, чтобы были услышаны все наши представители, то президиум сделал все, чтобы этого не произошло. — А вы-то почему на конференции не были? Вас же выбрали делегатом. — Да, мандат у меня был, но не пустили. — А как это произошло — вас же не имели права не пускать! — Просто позвонили Чернышову и сказали: «Пусть не ездит, пропуск на него не готов, да и не пустят все равно». Зато от СНТК выступал Гусев, который является ставленником Никитина, — докладывал о производственной деятельности: «Все хорошо, работы много, надо работать». — А работы действительно много? — У нас ее мало не бывает. У людей, которые занимаются инновациями и модернизацией, работы мало не бывает — безбрежный край! У нас столько разработок, что нашим внукам хватит. Все это было в наших ответах на послание Медведева, в письме «Единой России»… А в ответ — тишина! — Что еще произошло на предприятии, кроме подписания коллективного договора? — Готовится очередное массовое сокращение. По закону перед таким сокращением работодатель обязан уведомить городскую службу занятости и профсоюзный комитет. Такое уведомление получено — о том, что через три месяца 650 человек будут уволены в связи с «новой структурой предприятия». Об этом уведомлении пока на заводе мало кто знает. Но есть другие документы. Приказы Никитина, которые подтверждают такие действия топ-менеджеров «Оборонпрома». Приказы номер 30 и 31, о введении новой структуры. Ничего секретного в них нет — они размножены и висят на досках объявлений по цехам. Но в действительности из этих приказов понять что-то достаточно сложно — надо сравнивать ныне действующую структуру и новую. Тогда, пожалуй, можно будет понять, кого именно собираются сократить. А для этого надо поднимать документы, вдумчиво анализировать. И нет никого, кто бы мог рассказать об этом трудовому коллективу. По факту ОКБ остается, но ликвидируются «поддерживающие» его деятельность производства. А это все равно, что голову оставить, а руки-ноги отрубить! Вся поддержка, которая обеспечивает жизненный цикл предприятия, — сокращается. И вроде как предприятие остается, а по факту – ликвидируется. — А кто-нибудь, кроме вас и Вячеслава Голанова, может разъяснить людям, что на самом деле происходит? — Нет. Да и мы в затруднении — на завод нас не пускают. Люди не знают о нависшей угрозе. Не сомневаюсь, что в один прекрасный день народ придет к закрытым воротам, и это будет для него неожиданностью. Мы опять направили письма — уже в четыре адреса. Никакой реакции! Общественная приемная Путина молчит. Василия Васильевича Потякина, к которому мы обратились еще в декабре, не найти. Что это за представитель Путина, до которого достучаться невозможно?! — А вообще были ли какие-то ответы от ответственных лиц федерального уровня? — Мы получили весточку от генерального прокурора Юрия Чайки, который отписал: мол, направлены запросы «на места» для сбора информации по вашему запросу. То есть он отправил наше письмо вниз. Стало быть, зная методы работы российской бюрократии, можно быть уверенным — он сам не ответит. Ответят все те же «ответственные товарищи с мест». Еще один пример — запрос по нашему же письму в военную прокуратуру. Военная прокуратура направила его для ответа в штаб ВВС. И начальник штаба нам ответил. В том духе, что вы там у себя не понимаете ничего: государство обеспечило СНТК финансированием, социальная обстановка на предприятии нормальная, ремонт старых двигателей проводится. И СНТК на самом деле просто блаженствует… — И?.. — Мы новое письмо написали Чайке: мы не говорили, что нас не финансируют. Речь идет о том, что нам просто не дают работать и зарабатывать. Сейчас ведь не просто ликвидируют рабочие места — ликвидируют предприятие, которое может руководить инновационным процессом. Понятно, что недавний визит на завод замминистра промышленности Дениса Мантурова был нужен для того, чтобы сгладить ситуацию. После этого Мантуров посещал губернатора. И губернатор, по слухам, подтвердил свое желание устранить Никитина из-за систематического срыва производственных планов, им же самим и составленных. И прошлого, 2009 года, и уже нынешнего. Прошлогодний план не обеспечивал предприятию жизнеспособность, но ведь и он не был выполнен! Ни на «Моторостроителе», ни на СНТК. А Андрей Реус докладывает СМИ — мол, все планы выполняются… Мантуров сказал Владимиру Артякову, что его точка зрения на Никитина и его команду будет доведена до московского руководства. Но по отсутствию действий можно сделать вывод, что в Москве мнением губернатора Самарской области пренебрегают. И губернатор Владимир Артяков, и глава Самары Виктор Тархов, и депутаты областного парламента — все выступают за то, чтобы отстранить Никитина. А профильный министр областного правительства Владислав Капустин почему-то придерживается прямо противоположной точки зрения, если судить по его ответам нам с Голановым: все в порядке, СНТК сохраняется… А на самом деле все происходит ровно наоборот: изничтожается коллектив, экспериментальная база, поддерживающие службы. — А «Моторостроитель»? — Это производство, которое штампует серию. Видите ли, именно поэтому мы говорим, что сейчас самое главное для СНТК — это сохранить функцию разработчика: у нас есть все звенья, которые могут проектировать, доводить и испытывать. Вот это самое главное национальное достояние — способность выполнять эти функции! У серийного завода задача другая — производить штуки, серии. Они могут делать по чертежам, но только в сопровождении разработчика. Раньше у нас по всей стране было более 20 предприятий-смежников. Иных уж нет, а те далече… Я про предприятия, которые находятся в Украине. И вот сейчас новое руководство пытается на нашей базе соорудить некий аналог мастерской, чтобы заменить прежние заводы-смежники! И производить у себя их продукцию. Представляете?! Это означает, что все это время, пока мы будем пытаться наладить выпуск продукции бывших смежников, не будет выпущено ни одного двигателя для авиации стратегического назначения… В январе делегация менеджеров во главе с Никитиным вылетала в Париж для встречи с американской фирмой Аэроджет, закупившей десятки двигателей НК-33 в расчете на поддержку СНТК. Результаты встречи в Париже не известны, но демонстрационные испытания НК-33 в Самаре были сорваны. Заказчик, не желая вести дальнейшие переговоры, отказался от участия в испытаниях. Это пример бездарной работы Никитина и его команды с перспективными партнерами. Аналогичное некомпетентное управле-ние осуществляется и в проекте газотурбовоза – железнодорожного локомотива с газотурбинным двигателем, работающим на сжиженном газе. Демонстрационный экземпляр выведен из строя из-за плохого взаимодействия с заказчиком и соисполнителями. НК-93 — это сочетание всех новаций в одном двигателе. На его основе можно сделать конфигурацию для любого типа самолета! Но квалификации этих управленцев не хватает для того, чтобы осознать открывающуюся перспективу. А может, они сознательно это делают. Тогда какая цель стоит за уничтожением завода-разработчика в Самаре? Это — самый главный вопрос.