Алексей Гусев: Мы фактически стали военным заводом

06.06.2012

161

Автор:

Алексей Гусев: Мы фактически стали военным заводом

Какие самолёты идут на смену самым массовым и востребованным самолётам советской эпохи? Что такое технологическая и логистическая гармония в самолётостроении.? В чём преимущества финансового кризиса для реального сектора экономики? Об этом и о многом другом рассказал «СГ» генеральный директор ОАО «Авиакор — авиационный завод» Алексей Гусев.

— В чём особенности контракта с Минобороны, заключённого в мае 2011 года?
— Особенность в том, что этот контракт трёхлетний. Долгосрочность контракта очень важна, когда имеешь дело с таким продуктом длительного производственного цикла, как самолёты.

— Кто сегодня является основным заказчиком продукции завода и клиентом центра технического обслуживания? Какова доля производства самолётов для Минобороны и для гражданской авиации?
— В настоящее время 99% бизнес-портфеля «Авиакора» — это государственный оборонный заказ. Мы фактически стали сейчас военным заводом. Что касается центра технического обслуживания, он также в основном ориентирован на выполнение сервисных работ на самолётах Министерства обороны. Доля гражданских заказов, к сожалению, невелика. Это самолёты Ан-74, которые задействованы в народном хозяйстве нашей страны. Недавно выполнили большой объём работ на самолёте из Вьетнама. И ещё стоит отметить, что именно мы восстанавливали самолёт Ту-154 авиакомпании «Алроса» после сложной посадки на заброшенную вертолётную площадку в Ижме.

— Каковы особенности самолёта Ан-140, в чём его преимущества? Почему на производство этого самолёта завод обратил своё внимание?
— Самолёт Ан-140 разрабатывался в условиях развивающегося мирового кризиса, поэтому главное внимание уделялось экономичности. Мы максимально использовали уже производящиеся агрегаты и материалы, приспособили самолёт к взлёту и посадке практически с любых аэродромов. Эксплуатировать самолёт можно при экстремально низких температурах и без ангарного хранения. По желанию заказчика многие параметры модифицируются.
Самолёт с такими качествами едва ли не единственный в своём классе. Он спроектирован всемирно известным ОКБ имени Антонова (ныне ГП «АНТОНОВ») и сертифицирован в АР МАК. В нём воплощён весь накопленный опыт, позволивший обеспечить эксплуатацию по состоянию, это означает, что машина не требует капитального ремонта. Самолёт идет на смену одному из самых массовых и востребованных самолётов советской эпохи Ан-24. Учитывая все уникальные возможности самолёта, можно смело утверждать, что Ан-140 не имеет конкурентов.
Кстати, в производстве самолёта задействовано около 180 заводов, и большинство из них — российские. Мы гордимся тем, что даём загрузку отечественным предприятиям. Сотни тысяч наших соотечественников вовлечены в производство Ан-140.

— Насколько Ту-154М конкурентоспособен? Сколько лет продлится его производство?
— «Авиакор» остаётся единственным центром компетенции самолёта Ту-154. Сегодня только в России эксплуатируется более 80 таких судов. Не скажу что часто, но в новостях можно увидеть такие случаи: например, в одном из российских аэропортов произошла задержка с самолётом марки «Боинг» или «Эйрбас». Авиакомпания предоставила резервный борт Ту-154, и пассажиры улетели по назначению. По моему убеждению, это доказывает: самолёт ещё поработает. Мы продолжаем строить эту модель и в текущем году сдадим в эксплуатацию два самолёта. Успешно реализуем программу капитального ремонта, в этом году по плану — пять. Хочу напомнить, что год назад в Росавиации была проведена лётно-техническая конференция, по результатам которой принято решение о безусловной эксплуатации самолётов Ту-154М до 2016 года.

— Насколько ощутимы последствия финансового кризиса?

— У кризиса две стороны. Про негативные последствия для промышленности говорить не будем, они общеизвестны. А позитивная сторона заключается в том, что на предприятия потянулась молодёжь, которую не ждут в сфере услуг. Ребята приходят неплохие, обучаемые. Поработав некоторое время на заводе, они начинают понимать: реальный сектор экономики — это престижно, интересно, перспективно.

— Нехватка квалифицированных кадров — есть такая проблема у «Авиакора»?
— Безусловно. Предприятие загружено заказами на несколько лет вперёд, а дефицит рабочих основного производства на сегодня составляет около 400 человек. Это при штате около двух с половиной тысяч. Поэтому мы ведём активный поиск сотрудников: участвуем в ярмарках вакансий, проводимых Самарским центром занятости населения, организуем выездные круглые столы, участвуем в федеральных и региональных программах снижения напряжённости на рынке труда Самарской области. Наше предприятие организует также практику для студентов и участвует в днях карьеры, проводимых вузами. Помогает и Комплексная программа развития начального и среднего профессионального образования Самарской области.
Недавно при активной поддержке командующего Второй гвардейской армии гвардии генерал-майора А.А. Журавлёва и военного комиссара Самарской области генерал-майора А.И. Даньшина мы запустили проект по привлечению парней, отслуживших в рядах армии, на наш завод. Это стало возможным именно после абсолютного вовлечения «Авиакора» в государственный оборонный заказ. И я рад, что сегодня на «Авиакоре» возобновилась традиция заводских династий: следом за работниками со стажем на работу к нам приходят их дети, родственники, члены семей.

— Каковы конкурентные преимущества завода на авиарынке?
— Особенность «Авиакора» заключается в его технологической и логистической гармонии. Например, на других предприятиях лётно-испытательная станция находится за несколько километров от завода, а это серьёзные транспортные издержки. На другом предприятии аэродром находится в центре города. Экологические требования сегодня ужесточаются, и приходится тратить серьёзные средства на то, чтобы им соответствовать. Третий завод находится далеко в стороне от крупных индустриальных центров, а это резко увеличивает накладные затраты. В этом смысле наше предприятие практически лишено недостатков. Оно компактно, оптимально с точки зрения логистики и находится в ведущем индустриальном центре страны, где создан поистине уникальный авиационно-космический кластер. С точки зрения ключевых компетенций, у нас есть всё для производства современных воздушных судов. Наше предприятие — единственное в стране среди самолётостроительных, которое имеет полноценный малярный ангар. Только мы имеем в качестве самостоятельного структурного подразделения сертифицированный центр технического обслуживания и ремонта авиатехники. Вообще наш завод изначально создавался для производства воздушных судов первого класса. Именно он, единственный на советском пространстве, выпустил свыше тысячи 100-тонных самолётов. А всего «Авиакор» построил свыше 22,5 тысячи самолётов.

— В чем главная проблема современного авиапрома России?
— Конкурентоспособные продукты отсутствуют почти во всех сегментах рынка. Исключение — военные самолёты и вертолёты. А причин много. О недостатке квалифицированных специалистов мы уже говорили. Проблемы и с системой их подготовки. Много нареканий к нормативным и правовым документам в области стандартизации, а также к механизмам их применения. Да и с международными стандартами наши не всегда совпадают. Недостаточно ещё развито международное сотрудничество. Проблемы в сфере проектирования и послепродажного обслуживания. Наконец, у нас на мировом рынке сегодня нет узнаваемого бренда, который стал бы «локомотивом» для всего российского самолётостроения

— Существуют ли у «Авиакора» планы серийного производства новых самолётов?
— Мы всегда параллельно выпускали два типа самолётов. Заканчивается серийное производство Ту-154, но уже наращивается выпуск Ан-140. Кроме того, рассматривается возможность параллельного производства нового типа самолёта. Далее, площадка для выпуска в России самолёта Ан-70 до конца ещё не определена, и мы серьёзно рассматриваем возможность участия в этом проекте. Тем более что несколько лет назад уже принималось решение по размещению на «Авиакоре» производства этого воздушного судна. Также нами рассматриваются перспективы технического обслуживания самолёта иностранного производства с последующим освоением его строительства на производственной площадке «Авиакора». Пока иностранную фирму-партнёра называть не буду, но как только появятся очертания бизнес-модели проекта, обязательно всех проинформируем.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Гусев Алексей Викторович
Генеральный директор ОАО «Авиакор -авиационный завод». родился 3 апреля 1965 года в селе Большая Глушица Самарской области. в 1988 году окончил Куйбышевский авиационный институт по специальности «Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». После окончания института по распределению направлен на Куйбышевский авиационный завод. в 1994 году окончил Институт международного   бизнеса   при Академии внешней торговли в Москве. С 2009 года — генеральный директор «Авиакора». Женат, двое детей.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации